Больше рецензий

11 августа 2020 г. 20:13

55

0 Смотрите, кто вернулся!

…Бывает, ждешь продолжения любимого сериала, и оно наконец выходит. Новый сезон не всегда такой, как в начале, но ты давно полюбил героев, и не важно, что интриги поубавилось. В случае с этой книгой все с точностью до наоборот, и воскресший из эмигрантского небытия Василий Покрышкин, засветившийся в двух предыдущих романах Марты Гримской «Усы стригут в полдень» и «Кто подставил Васю Покрышкина» стал еще ярче и профессиональнее. А если вспомнить его цирково-фейерверковую биографию - бывший комик и барбершопер, лидер партии и беглый эмигрант, порноактер и двойник президента – то возникает вопрос: что еще с ним должно случиться, чтобы очередной конспиралогический роман об этом авантюристе постучался в топы продаж?
На самом деле, любви читателей к обаятельному прохиндею вполне достаточно. В романе ему достается роль не только лидера всех героев, которых тут бессчетное множество, но и высокая должность с космическим гонораром. Дабы не спойлерить, просто заметим, что для победы нашему Васе пришлось снова стать актером, поскольку кучка олигархов, правящих миром, решила от скуки изменить этот самый мировой порядок, затеяв на элитных островах соревнования в ловкости рук, ума и смекалки между претендентами на упомянутую высокую должность в чужой стране. Соревновались на пышном банкете перед гостями философ и таксист, диджей и плейбой, и только наш герой из героев оказался на высоте. Как именно – стоит прочесть, но скажем прямо – баттл между Оксимороном и Славой КПСС в подметки не годится дуэли, затеянной перед высокими гостями.
Что касается самих гостей, а также вообще всех персонажей романа – президентов и политиков, министров и олигархов, деятелей культуры и искусства, публичных персон и даже модных див – то здесь они потешно зашифрованы, но узнаваемы почти сразу. Кроме того, Умерика, Веропа и Уфрика, а также Наглия, Хранция, Великолоссия и Великая Окраина – страны и континенты упоминаемые в романе – это отдельная тема для разговора и кайф для любителей буриме. Одни только Оболдуйские острова чего стоят, где собрались правители мира, чтобы выбрать новую марионетку! А сами правитель? Колдун Курдюк Бачинда, погубивший столько уфриканских президентов, что золото и драгоценные камни, приподнесенные ему новыми политическими пешками в качестве благодарности, не помещались уже ни в один банк ни Уфрики, ни Веропы, и он кормил своих кур алмазной крошкой, чтобы получать пародии на знаменитые яйца Фаберже. Или немерзкий (немецкий!) олигарх Хельмут Мутошланг, поднявшийся на производстве умных стиральных машинок, разъезжающих по квартирам и отслеживающих несвежесть белья прямо на людях, срывающих с них майки и трусы и надевающих их обратно после стирки, сушки и глажки. Каково, а? И таких фантазий в романе, а на самом деле, не таких уж далеких от истины историй – на каждой странице.
В результате, история авантюриста и его высоких покровителей, а также яркий финал Василия Покрышкина, ставшего в одночасье Василем Покрышко, полюбившем вареники с борщом и предвыборные обещания перед восторженными толпами оказалась настоящей комедией нашего времени. И сатирой, конечно, тоже. Оплаченные рейтинги, искусственный рывок популярности, неизвестный герой, ставший пускай и марионеткой, но успешной и любимой народом, который он во время своей избирательной кампании щедро угощал пирожками с требухой из глубокой эмалированной кастрюли. Все, кто сомневался в убедительности его «народной» программы в духе Остапа Бендера, изобразившего сеятеля, разбрасывающего лотерейные билеты, после эфира с Василем Покрышко развеяли последние колебания. Шоу стало его звездным часом, бенефисом, кульминацией, пиком перевоплощения. Как мы убедимся, бывший комик, парикмахер и порноактер продемонстрировал все свои блестящие способности прирожденного стендапера.
Кого-то все это напоминает, вы не находите? И роман недаром маркирован как «конспиралогический», а на его обложке – словно герои то ли «Бременских музыкантов», то ли пинкфлойдовских «Animals», но в офисных костюмах, то есть не беспечные трубадуры, а крутые аллегории – поэтому все в нем возможно, и нужно лишь суметь считать подтексты и глубокий философский смысл.