Больше рецензий

Riona

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 апреля 2012 г. 22:04

107

2

Вот ведь любит Пехов тему «Ведьмак – гроза всея чудищъ» ничего не скажешь, и не важно, кого этот там ведьмак уничтожает – чудищ, призраков или духов. Впрочем, «Заклинатели», в отличие от «Стража» и Ко, «Ведьмака» уже не так напоминают. Они напоминают самого «Стража».

Сюжет
. «Заклинатели» это сборник глав-рассказов о приключении трех друзей-заклинателей (заклинатель это такой ведьмак/страж/защитник сирых и убогих, который гоняет духов. За деньги, естественно.), после того как все трое дружно провалили выпускные экзамены. И вот идут они искать своего учителя, что бы эти экзамены пересдать, попутно влипая во всякие неприятности. . Приключения вроде бы местами и интересные, но слегка однообразные. Шли-шли, вляпались в проблему, героически решили, получили/не получили за это деньги. Я не говорю, что подобная конструкция плоха сама по себе, но здесь не хватает яркости и живости, все как-то плоско и слегка уныло. К тому же некоторые повороты сюжета как-то откровенно притянуты за уши. Например Нара решила отомстить ГГ за то, что не спас ее подруг, забрал копье, сломал колесницу. Но ГГ не обещал спасать ее подруг. Он сказал, что если встретит – поможет. И вообще, она не знала, что ГГ выжил. ГГ считали мертвым. И значит весь эпизод со всей этой мстей белыми нитками шит.
Мир. Мир здесь достаточно странный и в то же время картонный. Дух здесь, в отличие от Стража не европейский, а восточный. Что-то такое сильно японистое я бы сказала. Но это только на первый взгляд. На второй видна странная небрежность всего этого мира. Что нам о нем известно? Это Государство, разделенное на провинции с императором во главе. На первый взгляд у мира есть культура, быт, традиции. На второй – их нет. Видна мешанина стилей, эпох, государств. Имена у людей то восточные (Сагюнаро, Казуми), то европейские (Рекар, Рэй) а то вообще название животного (Гризли). Названия духов все восточные и мне ничего не говорят. Одной из «традиций» является День Духов, когда все духи буквально сходят с ума и могут ну очень сильно навредить, поэтому все люди сидят по домам. Но при этом многие дома защищены добрыми духами. А эти добрые духи раз в год хозяев не того? А еще у этого мира странная атмосфера. Она такая карамельно-сиропная, и всю книгу меня не отпускало ощущение, что в таком мире с героями ничего плохого случиться не может по-определению, и прочувствовать всю трагичность некоторых ситуаций я просто не смогла. Сам восточный дух произведения кажется мене совершенно поверхностным, просто красивая обертка, словно автор просмотрел несколько книг по странам Востока и на их основе состряпал что-то свое. Здесь нет восточной философии или культуры, а ведь они абсолютно отличаются от европейской. А уж система магии здесь так же убога, как и в Страже. Только там он всю книгу фигуры кинжалом чертил, а тут формулами через копье кидается. Ну и описание боев под стать, кинул формулу, начертил формулу, произнес формулу…
Герои. Герои здесь штампованные и напоминают карточки с написанными на них характеристиками, согласно которым они действуют. И автор аккуратно и грамотно двигает эти кар… героев по сюжету. Вот только жизни в них нет. Рэй – добрый, благородный и альтруистичный до скрипа зубов и всех спасает. Сагюнаро – мрачный парень, который вляпался в неприятности и теперь постепенно превращается в черт-знает-что. Гризли – немного тугодумный, добрый «увалень» (грррр, как меня бесило это слово, встречающееся чаще, чем описание Эдварда в Сумерках), честный, любит вкусно поесть и наведаться к девицам легкого поведения (ура-ура, хоть про одного героя мы что-то знаем). Казуми – скользкий тип и Очень Коварный Предатель. У каждого есть свой типовой набор поведения, и не меняется он вплоть до конца книги. Поведение у героев, несмотря на восточную атмосферу, совершенно не восточное, и мышление у них не восточное. Рэй меня вообще постоянно раздражал. Он постоянно рефлескирует и морально страдает. Он постоянно пытается кого-то спасти и терзается муками совести. При этом логика его поведения отсутствует напрочь. По-моему ему не знакомо выражение «подумать над решением проблемы и не ломиться в запертые ворота». Например, в одной из глав к Рэю приходит дух акации с обвитыми крапивой руками и говорит «Мне плохо, крапива жжется, помоги, можешь даже срубить меня», герой (внутренне страдая) говорит «нет, ты защитник этого места» (долгий жалостливый диалог). А потом долго мается, что не смог ей помочь. А потом где-то упоминает, что «нельзя ведь сажать рядом крапиву и акацию, им рядом плохо». Все красиво, трагично, моральный выбор и все такое… Вот только ГГ почему то не думает, что акация просит помочь именно с крапивой. Не с рекой там или горой, или плохой почвой, а с растениями. А значит можно просто взять косу и лишить ее проблем. Или рукавицы и с корнями повыдирать. Но тогда бы это, конечно же, не было так «трагично». Кстати при первой встрече ГГ опознал духа акации «посмотрев на крапиву на руках». Я то грешным делом решила, то дух акации этим и отличается. А потом вдруг «сажать рядом нельзя». Логика, ау…
Язык/стиль. Язык здесь ровный, четкий, стерильный. На него не слишком обращаешь внимание, а ведь красивый язык часто может вытянуть произведение а чуть-чуть более высокий уровень. Само построение глав - мини-романов мне не понравилось. Не понравилось именно то, что эти мини-романы являются главами, перетекая из одного в другой. Глава - проблема – решение, следующий день/вечер/час, глава - проблема – решение и т.д. В том же Страже мини-романы были разделены хоть каким-то промежутком времени.

В общем книга напомнила мне какую-нибудь RPG в восточном стиле. Большой яркий мир, много дружелюбных/враждебных юнитов с ничегонеговорящими названиями и герои медленно от NPC до NPC продвигаются по сюжету. Ну и естественно, умереть никто не должен иначе все, game over…
Книга является абсолютно второсортной и коммерческой чуть более чем полностью. Можно прочитать, если делать абсолютно нечего и хочется убить время. Но для получения удовольствия необходимо выключить мозг и логику…