Больше рецензий

AyaIrini

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 августа 2020 г. 04:35

955

4.5

Признаться, и, думаю, я не одна такая, начало романа далось мне нелегко, и это несмотря на то, что уже прочитан "Тобол" и есть некоторое представление о том, о чём идёт речь. Хонтуй, хакан, пам - и это еще не все слова, которые приводили меня в ступор. Много, просто очень много незнакомых слов, часть которых приходилось искать в толковых словарях. Представляю сколько литературы перелопатил автор чтобы воссоздать картины тех давних лет, когда аборигены вынуждены были откупаться от пришельцев лишь бы не лилась кровь, когда князь вогулов Асыка пришел к шаману за Канской Тамгой, собираясь изгнать русов с земли своих предков. Русы создают свои княжества одно за другим на землях, на которых испокон веков жили другие народы. Какие-то присоединялись добровольно, какие-то - за деньги или из страха. Бывшие язычники Чердыни надевали кресты, кланялись в часовне иконам, чтили русского бога, ведь свято место пусто не бывает.
А еще пермяки вынуждены платить дань пришлым русским, несмотря на то, что сами пустили их сначала пожить как друзей на своих землях. Теперь же русские местных не уважают, грабят и не желают уходить жить вниз по Каме, на пустые земли, где мало селений.

— Почему мы должны платить вам?
— Потому что Москва сильнее всех.
— Остяки говорят, что сильнее всех Игрим. Вогулы — что Пелым. Сибирцы — что Искер. Татары — что Казань. Поморы — что Новгород. Вотяки — что Вятка. Даже ногаи говорят, что они сильнее всех, хотя у них нет своего города, и они кочуют по земле, как дикие животные. А твоя Москва дальше, чем Пелым, и Новгород, и Казань, и другие города.

Обычаи народов, проживающих на севере Урала, впечатляют. Оленеводы-кочевники вогулы (манси), часто приносили своим идолам человеческие жертвы, обрекая на эту участь захваченных пленников. Рабство было распространено повсеместно, в том числе и в русских княжествах. Крещение местных народов было одной из важнейших задач русских князей, наравне с развитием торговли, охоты и скотоводства.

— Когда же эта земля и нашей станет? Храмы и города на ней строим, крестим ее, живем здесь уже сколько лет — когда же она и нашей станет?
— Когда на три сажени вглубь кровью своей ее напоим.

Отговаривали князя Михаила от женитьбы на дочери местечкового князя, мол, она ламия (колдунья), но не смог он устоять перед чарами Тичерть, которая родила князю сына и прочила ему будущее властелина пармы. Вот только креститься Тичерть не собиралась, несмотря на то, что одобряла крещение своих соотечественников, ведь ее мужу Михаилу будет легче править народом, который одной с ним веры. Убежала Тиче, не смогли ее догнать, потому что следы ее из человечьих стали рысьи...
Много персонажей, много разных судеб, как и полагается историческому полотну, много кровопролития и жестокости.
Прочитано в рамках игры KillWish.