Больше рецензий

Kate_Lindstrom

Эксперт

предпочитаю отказаться

8 августа 2020 г. 13:16

1K

2 Пулемёты и плохие эпитеты

Рубрика "так плохо, что даже хорошо". Эта книга не пытается скрыть свою бульварную природу, и любые ожидания достойной литературы разбиваются о чудовищные в своей банальности эпитеты. Сюжет же, в общих чертах наверняка знакомый вам по уже культовому фильму с Аль Пачино, имеет место в Америке 1910-ых годов, в наступившую эру сухого закона и расцвета криминала.

Я легко могу представить себе, как мальчишки времён Великой депрессии, окруженные отчаянием кризиса, с упоением читают историю стремительного взлёта Тони Камонте, дерзкого итальянца, подмявшего под себя Чикаго. Тони — это Мэри Сью криминального мира. Он с лёгкостью преодолевает любые сюжетные препятствия, примерно как герои боевиков девяностых раскидывают однотипных врагов. И автор, и все персонажи книги всю дорогу только тем и заняты, что поют дифирамбы великолепию Тони. Рыцарь без страха и упрёка, но с поправкой на контекст.

Правит бал здесь ручной пулемёт Томпсона: в очень неправдоподобных экшен-сценах Тони виртуозно укладывает сотни врагов, облачённый в броню обожания автора. В ответственные моменты Тони "нащупывает в брюках знакомую выпуклость", и речь идёт, разумеется, о пистолете 45 калибра. После чего наш хитрый, смелый, умный и распрекрасный герой отправляется в гости к очередной томной красотке, чьи прелести чуть скрывает пеньюар.

Ругать такую книгу — как эстетски плеваться от фильма категории В. Уровень претензий просто не может совпасть с качеством материала. В этом смехотворно клишированном мире не может быть никакой хитрости. Нужно понимать, что "Лицо со шрамом" призвано в первую очередь развлекать, лишние думы тут ни к чему.

Наверное, это тот случай, когда переработка текста отлично сказывается на результате. В фильме "Лицо со шрамом" 1983 года от первоначальной задумки остались рожки да ножки, а Тони внезапно обрёл глубину как персонаж. За аутентичным карнавалом перестрелок нам нужно проследовать к экранизации романа 1932 года, которую продюсировал небезызвестный Говард Хьюз (амбициозный безумец ДиКаприо в "Авиаторе" - как раз он).

Книга ценна только как слепок времён, когда у женщин были брови-ниточки, а мужчины носили шляпы.