Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 августа 2020 г. 16:29

3K

5 Долгая дорога к справедливости

Приношу вам извинения за моё участие в том недостойном заговоре…
– Бог с ним. Вы в полной мере искупили это, как я думаю. – Дрейфус оглядывает кабинет и одобрительно кивает. – Это необыкновенно – сделать то, что сделали вы, и в результате оказаться членом кабинета Французской республики.
– Но самое странное, если хотите знать, я бы никогда не достиг этого без вас.
– Нет, мой генерал, – отвечает Дрейфус, – вы добились этого потому, что исполняли свой долг.

Таким обменом репликами заканчивается эта увлекательная книга. В основе фабулы лежит судебное дело, разделившее французское общество и спровоцировавшее громкий скандал мирового уровня.
Формально история Дрейфуса - «предателя» и «иностранного шпиона» - началась в 1894 году и длилась около 12 лет, но её отголоски были слышны ещё долго после финального аккорда в 1906 году.
Альфред Дрейфус – капитан французской армии еврейского происхождения – был обвинён в шпионаже в пользу Германии, публично разжалован, заклеймён большинством как предатель и приговорён военным трибуналом к пожизненному заключению на удалённом тропическом острове с говорящим названием Чёртов остров.
Но вначале немного предыстории, важной для понимания контекста. Франция недавно проиграла франко-прусскую войну. Авантюра Наполеона III стоила стране Эльзаса и Лотарингии, а также необходимости выплачивать ощутимые репарации. В результате унизительного поражения 1871 года многие французы оказались заражены идеями реваншизма. Поиск немецких шпионов предсказуемо стал приоритетной задачей контрразведки.

Главным героем книги является не сам Альфред Дрейфус, а полковник Жорж–Мари Пикар. Вместе с ним мы проследим все перипетии этого запутанного и грязного дела, которое получило такой масштаб во многом благодаря Пикару.
Он принимал побочное участие в процессе над Дрейфусом и после его завершения пошёл на повышение и был назначен главой контрразведки. Именно на этом ответственном посту Пикар обнаруживает свидетельства, которые заставляют его усомниться в вине Дрейфуса, которую до этого он искренне считал безусловной. Новый глава контрразведывательного отделения выясняет, что единственным «доказательством» вины капитана Дрейфуса, по сути, является якобы написанное им собственноручно «бордеро» (сопроводительная записка, отправленная немецкому военному атташе в Париже и содержащая прямую измену). Но почему все так уверены, что его написал именно Дрейфус? У армейских чинов имеется объяснение и даже документы, казалось, подтверждающие эту версию. Однако Пикар с искренним недоумением и нарастающим возмущением вскоре обнаруживает, чего стоят эти «неопровержимые» улики.

Жорж-Мари Пикар
картинка nika_8

Сразу бросается в глаза отсутствие у Дрейфуса убедительного мотива передавать немцам секретные документы. Он - счастливый муж и отец, не испытывает никаких финансовых проблем, не играет в азартные игры, у него нет любовницы, которая бы тянула из него деньги.
Зато мотив есть в избытке у некоего Эстерхази, игрока и неисправимого мота, почерк которого на удивление похож на почерк Дрейфуса...
Полковник Пикар шаг за шагом распутывает заговор, в котором замешаны самые высокие армейские чины, включая военного министра… Вопреки отчаянным попыткам помешать Пикару обнародовать его находки, постепенно о них становится известно всё большему числу людей. С определённого момента судьбы Пикара, ведущего расследование в Париже, и Дрейфуса, отбывающего наказание на далёком острове, тесно переплетаются. Избавление одного с высоким коэффициентом коррелирует со спасением другого.

Альфред Дрейфус
картинка nika_8

Отлично передана атмосфера напряжения, царящая в те годы во Франции. Даже зная, чем дело закончится, немного беспокоишься за Пикара, ходящего по тонкому льду. Ему противостоит система, которая не собирается ни перед чем останавливаться и убеждена, что ей всё сойдёт с рук… даже убийство, чего уж там говорить о каких-то сфабрикованных уликах. У тех, кто организовал это дело, согласно их логике, уже нет возможности отступить.



Боюсь, они сами себя загнали в угол, из которого, по их логике, нет иного выхода.

Испытываешь приятное удивление, когда Пикар читает статью Эмиля Золя (J’accuse…!), обвиняющую тех, кто приговорил Дрейфуса к медленному мучительному умиранию, хотя и знаешь приблизительное её содержание. В своей статье в форме открытого письма президенту Республики Золя открыто обвинил власть имущих в подлоге. Она стала вехой в этой истории и окончательно обозначила разлом в обществе между дрейфусарами и антидрейфусарами.
В кружок дрейфусаров среди прочих входит и Марсель Пруст. Часть французской общественности присоединяется к их точке зрения и выступает за скорейший пересмотр дела. Другая часть, так называемые антидрейфусары, продолжает настаивать на «абсолютно доказанной» вине бывшего капитана. Страсти накаляются и, главное, в стене молчания, которой столько времени окружала себя армия, наконец пробита основательная брешь.
Несмотря на попытки армейской верхушки не допустить такого развития событий, ради чего они идут на очередной сфабрикованный процесс (на этот раз над Пикаром), Дрейфуса возвращают во Францию для повторного суда. Конфликт вокруг скандального дела грозит окончательным общественным расколом, что, естественно, беспокоит правительство. В результате борьбы противоречивых интересов, подковёрной игры в кулуарах власти и громко озвучиваемых требований восстановить справедливость приговор будет пересмотрен.

спойлер
Благодаря общественной борьбе Дрейфус будет окончательно реабилитирован.
Но наконец Верховный апелляционный суд отменяет реннский приговор и полностью реабилитирует Дрейфуса, случается это 12 июля 1906 года.

Он будет восстановлен в армии в звании майора и награждён орденом Почётного легиона. Пикар, в свою очередь, станет военным министром в правительстве Жоржа Клемансо.
свернуть

Помимо безжалостной словесной войны (примерно 100 000 статей было опубликовано за 12 лет, прошедших между арестом капитана и окончательным завершением дела), велась и визуальная кампания. Антидрейфусары изощрялись в карикатурах против Дрейфуса и его сторонников.

Карикатура, изображающая «предателя» Дрейфуса в момент продажи секретных документов
картинка nika_8

Персонажи прописаны рельефно и, пожалуй, за исключением организовавших заговор армейских чинов, нарисованы разноцветной краской. Образ Пикара, довольно противоречивой личности, вероятно, несколько идеализирован, но и он играет разными оттенками. Он, возможно, не свободен от некоторого антисемитизма. По крайней мере, находились те, кто его в этом обвинял.

Как мне ответить на это? Возможно, заключив, что если характер человека, как говорит Аристотель, познается в основном по его поступкам, то мои поступки вряд ли можно назвать откровенно антисемитскими.

Будучи вынужденным покинуть родной Эльзас, захваченный немцами, Пикар несёт на себе печать пережитой в юности душевной травмы.
Главный герой - в первую очередь человек военный с чёткими представлениями о чести. Он выполняет свои обязанности, и когда поступившие в его ведомство свидетельства указали на одиозную судебную ошибку, он начинает скрупулёзно расследовать имеющиеся «улики» против Дрейфуса. При этом долгое время Пикар не решается обнародовать порочащие армейскую верхушку свидетельства. Престиж армии был для него крайне важен.



Но самое главное, предательство армии для меня неприемлемо: армия – мои сердце и душа, моё зеркало, мой идеал.

Дрейфус, достойно выдержавший повторный судебный процесс, на котором он не пытается вызвать к себе жалость, в конце приходит к министру Пикару и просит об очередном повышении. В романе он получает следующий ответ:

Кроме того, передо мной стоит нелёгкая задача – я уверен, вы это понимаете, – я вернулся в это здание в качестве министра, и мне нужно налаживать отношения со многими офицерами, которые так долго были нашими непримиримыми врагами. Я должен каждый день подавлять в себе злость, забывать о прошлых баталиях, а не возобновлять старую вражду.

Пикар по-своему прав, учитывая обстоятельства (по крайней мере, в представленной интерпретации).
Даже Анри, один из непосредственных фальсификаторов «улик» и крайне неприятный тип, под конец показан в некоторой степени как запутавшийся человек, который просто выполнял то, что он считал своим долгом (что, естественно, никак его не оправдывает).



Прикажите мне расстрелять человека, и я сделаю это. Если вы потом мне скажете, что перепутали имя… что ж, мне жаль, но это не моя вина.

Имя Дрейфуса сегодня считается символом того, что организованная и последовательная борьба за восстановление справедливости может увенчаться успехом, несмотря на жёсткий прессинг власть имущих. В таком ключе эта трагическая история имеет очевидный позитивный посыл.
Под напором общественности и в условиях публичности можно преодолеть беспринципное сопротивление. Пикару пришлось бесчисленное количество раз рассказывать об итогах его расследования, прежде чем он и другие дрейфусары добились первых результатов.
На этом пути полковник Пикар не раз рисковал карьерой, благополучием тех, кто ему дорог, и собственной жизнью.
Некоторые исследователи делают акцент на положительной роли Матьё Дрейфуса, брата Альфреда, который не жалел сил и денег на помощь брату. Однако Матьё, сражаясь за брата, в некотором смысле отстаивал и честь своей фамилии, тогда как Пикар слушал голос совести, не будучи никак связанным с Дрейфусом. Также нужно отметить роль Люси, жены Дрейфуса. Её поддержка и письма помогали ему не сойти с ума в заключении.

Разгоревшийся скандал - это история о противостоянии обычного человека и влиятельной государственной структуры, представляемой в данном случае армией. Что для представителей такой структуры разрушенная судьбы одного человека, нескольких человек?.. Возможно, выпуская джинна из бутылки, они во многом преследовали только свои личные интересы. Разыгрывая националистическую карту, подогревая антисемитские настроения и ложно понятый патриотизм определённых слоёв, рассчитывали поднять свой престиж.
Генерал Мерсье, один из главных кукловодов процесса над Дрейфусом, возможно, рассчитывал с помощью громкого скандала стать президентом Республики. Однако, как это часто бывает в таких случаях, ситуация вскоре вышла из-под контроля...
На мой взгляд, в деле Дрейфуса присутствует и элемент случайности. Если несколько упростить многосоставные события, началось всё с почти случайной ошибки, но почти тотчас возникшая надежда обернуть её себе на пользу, а в дальнейшем нежелание отыграть назад и признать неправоту, привело к буре во французском обществе и судебным процессам, разбирающим более чем сомнительные «доказательства». Можно, конечно, возразить, что такие случайности неслучайны. Состоятельный офицер еврейского происхождения, блестяще окончивший учёбу и проходящий стажировку в Генеральном штабе, казался многим чужаком, осмелившимся вторгнуться в святая святых французского государства. Но всё же без Его Величества случая не обошлось.
Показательно, что Дрейфус, вопреки наветам клеветников, оставался до конца патриотически настроенным офицером французской армии. Он ещё успеет повоевать с немцами в Первую мировую.

Книга художественная, и Роберт Харрис «для того чтобы превратить историю в роман» позволяет себе некоторые вольности с историческими фактами и долю вымысла. При этом рассказанная история основана на аутентичных документах, некоторые из которых были открыты для публики относительно недавно (к примеру, страстная переписка германского и итальянского военных атташе).
Сквозь страницы ощущается дух эпохи рубежа веков с его духом милитаризма, мечтами французов о реванше над Германией (мировая война уже маячит на горизонте) и националистическими настроениями, подогреваемыми соответствующими изданиями.
Даже тот факт, что историю рассказывает сам Пикар, не отнимает у читателя общего ощущения правдоподобия, что не так часто случается с книгами на исторические темы.

Закончить хочется характеристикой, которая ёмко отражает неординарный жизненный путь Пикара: «солдат, шпион, дрейфусар, изгой, министр».

Комментарии


Спасибо, Ника, что позволила посмотреть на это дело с непривычной для меня стороны.
Как мы уже обсуждали, для меня Дрейфус со времён школы был функцией, символом, следствием, толчком (не сантехникой), аргументом в дискуссиях, катализатором процессов, вопросом на экзаменах и контрольных и т.д. и т.п.
Но никогда - живым человеком :)


Благодарю за внимание, Женя! И ещё раз спасибо тебе за то, что терпеливо показал мне другую сторону дела Дрейфуса, о которой я знала очень мало... Мои знания из прочитанного ранее фокусировались на примере "торжества справедливости вопреки обстоятельствам", "важности публичности" и т.д. Ты подчеркнул роль этой истории как катализатора создания еврейского государства... В самом романе Харриса, главным образом, акцент на детективный сюжет (в рецензии я не очень много пишу об этом, чтобы не раскрывать подробности).
Получилось, что мы рассмотрели три аспекта этой истории. Но да, главное, что Дрейфус - это живой человек, в жизни которого были разные этапы, а не только символ, который можно по-разному использовать.


Ты подчеркнул роль этой истории как катализатора создания еврейского государства...


Извини за еврейскую мелочность в вопросе о еврейском государстве. Дело Дрейфуса повлияло на образование еврейского поселения в палестинских землях. То есть просто возможности жить (в ограниченных количествах) и иметь частичную автономию (весьма слабую). Сначала в османской империи, а затем (после 1918) в подмандатной Великобритании Палестине. Государство - это уже после второй мировой и дело Дрейфуса никак на это не повлияло. Были причины поважнее :)


"Какие все сегодня внимательные, ничего не скроется от их взгляда" (ремарка в сторону... тяжкий вздох :) )

Государство - это уже после второй мировой и дело Дрейфуса никак на это не повлияло.

Я в курсе, что после Второй мировой... но есть ведь определённая связь между событиями.
А символы (на то они и символы) живут долго, разве нет?
Спасибо за пояснение. Факт-чекинг - наше всё!


Я долго мучился с Дрейфусом. Теперь могу хоть капельку, но всё же отыграться на других :)


Извини, что тоже тебя немного помучила Дрейфусом, я неспециально))
Кстати, перечитала предложение про "катализатор создания еврейского государства". Ты прав, оно по меньшей мере не очень корректно сформулировано. Надо было хотя бы написать "одним из катализаторов"... Хорошо, когда нам указывают на такие ляпсусы)
Но есть один момент. Обычно в таких случаях я стараюсь формулировать корректно (насколько получается, не знаю) и обтекаемо. Но здесь, поскольку я была уверена в твоем правильном понимании, даже если запнусь на полуслове, то получилось необдуманно...
Это иногда называют ловушкой доверия к чужому восприятию, или ловушкой уверенности в понимании другого. Ну что-то в этом роде :)


Тогда, извини, что не оправдал твоё доверие. Просто, поскольку здесь могут быть кроме нас и другие люди, то я решился поправить тебя. :)


Я как раз собиралась вскоре посмотреть фильм Романа Полански по этой книге. А тут смотрю, твоя рецензия))) Спасибо, Ника! Интересно почитать про это запутанное дело, слышала о нем раньше краем уха.

Он ещё успеет повоевать с немцами в Первую мировую.

И это после всего, что с ним произошло? Какая необычная судьба.

которая ёмко отражает неординарный жизненный путь Пикара: «солдат, шпион, дрейфусар, изгой, министр».

У Пикара тоже необычная)

к примеру, страстная переписка германского и итальянского военных атташе)

страстная? В смысле?
У меня еще вопрос по карикатуре возник) Что означает фраза там внизу: "je fais me bedide gommerce"? Онлайн-переводчик ее не переводит.
Спасибо за рецензию)


И это после всего, что с ним произошло?

Да... Еще можно добавить, что Дрейфус пережил этого самого Эстерхази, который на самом деле совершил то, что приписывали Дрейфусу (Эстерхази ушёл от ответственности и до конца жизни скрывался в Англии)

страстная? В смысле?

У них была любовная связь) По письмам, недавно опубликованным, это видно.

Что означает фраза там внизу: "je fais me bedide gommerce"?

Какая ты внимательная, однако :)) Насколько я понимаю, это исковерканный вариант фразы " mon petit commerce " (моё маленькое дельце). Не знаю, может, за этим кроется какой-то скрытый смысл? хм... постараюсь уточнить)
Про фильм слышала, но не смотрела и пока не собираюсь. Мне, в принципе, хватило книги)
Кристина, тебе спасибо большое за отклик и интересный вопрос по картинке!)


Мне, в принципе, хватило книги

Но книга ведь понравилась судя по оценке?)

это исковерканный вариант фразы " mon petit commerce " (моё маленькое дельце

Вот оно что. Как бы безграмотный он на карикатуре? Ты молодец, что догадалась ))


Книга понравилась, да... но я ей немного завысила оценку исходя из принципа "все познается в сравнении". Это действительно неплохой роман на основе реальных исторических событий, а нередко попадаются т.н. нехудожественные книги, которые содержат столько нелепых трактовок и откровенных ошибок, что хоть святых выноси...

Как бы безграмотный он на карикатуре?

Кристин, тут дело, как оказалось, в имитации доведённого до крайности немецкого акцента (у Дрейфуса вроде был немецкий акцент). После нашего вчерашнего разговора я задала вопрос одному своему знакомому, у которого, по случайному совпадению, два родных языка - французский и немецкий. По его словам, на такое пародирование указывает также изменение рода слова (ma вместо mon commerce), так как часто слова в нем. и фр. относятся к разным родам (хотя в данном случае они как раз совпадают) Уфф... И я совсем не молодец :( Должна была сама догадаться. Позор просто))


И я совсем не молодец :( Должна была сама догадаться.

Брось, перфекционизм -зло. И как ты могла об этом догадаться? ты же не франко-немец )))
А кто-то, помнится, обещал рецензию на Фромма )


перфекционизм -зло.

О да! А когда в пару ему идёт прокрастинация... Ещё то сочетание)

А кто-то, помнится, обещал рецензию на Фромма

Было дело) Я начала его слушать, но пока особо не продвинулась, но там объём небольшой. Поэтому как только, так сразу :) Вообще, сейчас у меня настроение не очень книжное. Хочется отдохнуть между делами))
Кстати, и я припоминаю что ты тоже планировала взяться за другую книгу Фромма)


Кстати, и я припоминаю что ты тоже планировала взяться за другую книгу Фромма)

Тоже как только, так сразу )) Но боюсь, это как только не скоро наступит)


У меня что-то в глазах двоится после вчерашнего...
В ленте все рецензии дублируются)

У армейских чинов имеется объяснение и даже документы, казалось, подтверждающие эту версию. Однако Пикар с искренним недоумением и нарастающим возмущением вскоре обнаруживает, чего стоят эти «неопровержимые» улики.

Ох, Ника, а ничего не меняется с тех пор.
У военных чинов вечно что-то секретное имеется: то пробирки со стиральным порошком то ещё что, и обвиняются уже не люди а целые страны и.. наказываются самым "демократическим" методом бомб и насилий.
Знаю это дело Дрейфуса от Золя и Пруста.
Читала ведь письмо Золя - Я обвиняю?

Сразу бросается в глаза отсутствие у Дрейфуса убедительного мотива передавать немцам секретные документы. Он - счастливый муж и отец, не испытывает никаких финансовых проблем, не играет в азартные игры, у него нет любовницы, которая бы тянула из него деньги.

Ну ладно уж, Ник, как это не было мотива?)
Ну, да, в глазах других: у его сослуживцев были прекрасные родословные, с историей ( а для французов это фетиш), у Д. был не очень простой характер.
И, наконец, он был еврей. А всего этого ох как хватило в глазах других для мотива)
Грустно. Вот тебе и абсурд Кафки с его Процессом. Оказывается, ничего абсурдного в этом нет: простой реализм.

Даже зная, чем дело закончится, немного беспокоишься за Пикара, ходящего по тонкому льду.

Я так фильмы иногда пересматриваю и переживаю. И если герой умирает в конце, я.. что-то во мне верит, надеется, что он останется жив. Ну сегодня то непременно останется!

Ему противостоит система, которая не собирается ни перед чем останавливаться и убеждена, что ей всё сойдёт с рук…

Молодец Пикар. Герой. Вот так против системы пойти.. зная, чем это грозит. Человек чести.
Он ведь потом на дуэли дрался с Эстерхази, да?
А Астэрхази вроде как сдала его женщина...

Даже Анри, один из непосредственных фальсификаторов «улик» и крайне неприятный тип, под конец показан в некоторой степени как запутавшийся человек, который просто выполнял то, что он считал своим долгом (что, естественно, никак его не оправдывает).

Ох, Ника... а ведь и правда, всё это запутавшиеся люди.
Но разве легче от этого?
Они выполняли долг? Но долг выполняли и люди, ведущие сжигать людей в концлагерях.
Долг... какое страшное слово. Мёртвое. В нём сокрыт даже буквально - голод, по нечто человеческому, что размывается в долге.
А подлог Анри вроде назвали даже "патриотическим", да?
Грустно безумно. Так ради "спасения чести армии или чего-то иного" можно всё погубить, на чём жизнь держится.
И останется на руинах мира одна.. армия, со спасённой честью: пусть себе тогда пулю в лоб пустит, если чести хватит.

Её поддержка и письма помогали ему не сойти с ума в заключении.

Вот про это не знал. Спасибо, Ник. Хорошо это...

Однако, как это часто бывает в таких случаях, ситуация вскоре вышла из-под контроля...
На мой взгляд, в деле Дрейфуса присутствует и элемент случайности.

Ника, у меня уже глаз дёргается от этих мудрых политиков, которые думают что всё контролируют, вмешиваясь во что-то или затевая что-то.
И, как обычно, всё идёт к чертям и выходит из под контроля.
Удивительное самомнение таких людей.
А случай.. ещё Бодлер писал: о случай- юный бог!

Закончить хочется характеристикой, которая ёмко отражает неординарный жизненный путь Пикара: «солдат, шпион, дрейфусар, изгой, министр».

Здорово. Человек совести.

Ника, спасибо за очень хорошую рецензию!
И хорошего дня!)


В ленте все рецензии дублируются)

У меня то же самое) Видимо, какой-то глюк

Знаю это дело Дрейфуса от Золя и Пруста.
Читала ведь письмо Золя - Я обвиняю?

Саш, я даже хотела начать рецензию с упоминания Пруста, но решила, что это лишнее) Пруст, кстати, очень деликатно подошёл к этому вопросу (особенно учитывая время написания его романов).
"Я обвиняю" читала, сильный текст и обозначенная общественная позиция... и, к сожалению, и сегодня актуальный.

Ну, да, в глазах других: у его сослуживцев были прекрасные родословные, с историей ( а для французов это фетиш), у Д. был не очень простой характер.

Все так, но все-таки, насколько можно судить, те, кто организовывал суд (пусть это и был, по сути, судебный фарс) были бы рады предоставить судьям и обществу т.н. юридический мотив, какую-то конкретную заинтересованность Дрейфуса в измене. Происхождение и непростой характер формально к делу не пришьешь... и это, по крайней мере, означает, что какие-то законы более или менее демократические тогда во Франции уже работали. Да и сама окончательная реабилитация говорит об этом... На самом деле при всем трагизме, это отнюдь не самая печальная история, особенно когда понимаешь, что сегодня происходит...

Он ведь потом на дуэли дрался с Эстерхази, да?

Ты близок к истине) Пикар дрался на дуэли с Анри, и ранил его. А Эстерхази благополучно смылся заграницу, когда запахло жареным.

Но разве легче от этого?

Не легче, конечно...

Так ради "спасения чести армии или чего-то иного" можно всё погубить, на чём жизнь держится.

Мне кажется, единственная возможность как-то от этого застраховаться - это ставить всегда превыше всего ценность человеческой жизни. Но это из серии я за "мир во всем мире"... нужно, чтобы все так думали, чтобы это могло работать

Спасибо большое за коммент, Саш! Отличного тебе вечера)


Мне кажется, единственная возможность как-то от этого застраховаться - это ставить всегда превыше всего ценность человеческой жизни. Но это из серии я за "мир во всем мире"... нужно, чтобы все так думали, чтобы это могло работать

Ник, добро пожаловать в кружок альтруистов с тиком чуть ниже правого глаза)
А если серьёзно.. хотелось бы в это верить. А ещё мне кажется, чтобы это было так, то человек... должен ( дурацкое слово) научиться чувствовать боль другого человека физически, и его счастье чувствовать - физически.
Чувствует же человек красоту искусства или природы - физически?
А чем человек хуже? Животные?

Прекрасного утра, Никуш)


А если серьёзно.. хотелось бы в это верить.

Хотелось бы... но вспоминается старый анекдот, который на самом деле не совсем о напрасных надеждах, связанных с будущим, но и об этом тоже)
Средние века. Собрались кардиналы и обсуждают возможности отмены целибата. Высказываются разные мнения, но все в итоге сошлись на том, что "мы этого не увидим, но, может, наши дети или внуки доживут до этого дня".

должен ( дурацкое слово) научиться чувствовать боль другого человека физически, и его счастье чувствовать - физически.

Да, Саш, умение сопереживать невероятно ценно... возможно, это даже самое главное в жизни... в идеале.


Ника, большое спасибо. Вы всё очень корректно и справедливо описали. Только позволю себе подчеркнуть очень важный аспект для политико- идеологической характеристики Пикара - он является спасителем чести Франции, потому что не дал стране, государству и нации окончательно погрязнуть в болоте антисемитизма. А по скорому примеру Германии мы очень хорошо знаем, насколько это мерзкое, смрадное, сатанинское, кровавое, постыдное болото. Пикар - это человек, который предотвратил крушение Франции в пучину протонацистского самоуничтожения, и за это французский народ должен быть ему благодарен вечно.
---
Жизнь и благороднейшая судьба Эмиля Золя - также достойнейший сюжет для серьёзных исследований.


Николай, благодарю вас за отклик! 

Согласна со всем, что вы написали... добавила бы только, что не только антисемитизм, но и другие виды ксенофобии могут быть весьма опасны.

Спасибо за внимание.