Больше рецензий

OksanaBoldyreva674

Эксперт

Просто мнение обычного читателя.

4 августа 2020 г. 14:30

1K

4

Не сразу у меня сложились отношения с этой книгой. Начало показалось настолько нудным, что я, вопреки своему обыкновению, перешла на аудиоформат. И только благодаря начитке Алексея Багдасарова, после прослушивания нескольких глав смогла втянуться в сюжет. Ну а дальше уже пошло как по маслу, даже вернулась к привычному текстовому формату. Тут с чем только не сравнивали эту книгу, видно каждый исходит из своего читательского опыта, а мне "Дом на краю ночи" чем-то напомнил Колин Маккалоу - Поющие в терновнике , своим стилем написания, своим настроением, некоторыми коллизиями в жизни героев. И вчитаться в "Поющих", кстати, я смогла далеко не сразу, казалось поначалу скучно и неинтересно.

Наверное, не стоит повторять уже в который раз про остров Кастелламаре и описывать основные события книги, остается лишь поделиться впечатлениями. Книга теплая, по-своему уютная, очень атмосферная. Автору великолепно удалось описание маленького городка на южной границе Италии, его природы, нравов и обычаев его жителей. На примере семьи Эспозито и их семейного дела она рассказала и показала, как менялась жизнь этого отдаленного местечка на протяжении почти столетия. А вот передать свое отношение к героям книги у нее так и не получилось. Я не осуждала ни тех, кто задуман как отрицательные персонажи и не смогла проникнуться какой-то особой симпатией к положительным.

Больше всего по душе пришлось старшее поколение, Амедео и его жена Пина. Пина вообще стала для меня любимой героиней, если говорить о каких-то любимчиках. Сильная, мудрая, справедливая, она не стремилась верховодить, она просто пользовалась уважением как в собственной семье, так и среди жителей городка. Поначалу Амедео не был идеальным мужем, его связь с Кармелой, графиней д'Исанту долго служила поводом для сплетен, но он сумел оценить достоинства своей жены и после этого уже поводов для упреков не давал.

А вот у автора любимицей, похоже, стала их дочь, Мария-Грация. После своего появления на свет именно она становится и уже остается до конца главной фигурой в повествовании. Девочка родилась недоношенной, родители долго опасались за ее жизнь. Малышка выжила, но все детство имела проблемы с ногами, вынуждена была носить уродливые ортезы. Недуг закалил ее характер, Мария-Грация выросла очень сильной женщиной.. И как по заказу повезло ей встретить мужчину, который даже не пытался оспаривать ее главенствующую роль в семье. Когда жена заявила, что не откажется от руководства семейным делом ради рождения детей, он безропотно согласился на роль домохозяина и няньки для малышей, лишь бы любимая была счастлива. Вот все хорошо в меру, я считаю. Заботливый муж, помогающий жене, признающий ее право заниматься любимым делом - все это замечательно. Именно такие взаимоотношения были у родителей Марии-Грации. А тут прямо какая-то мечта современной феминистки - муж домохозяйка и жена-добытчица. А муж Марии-Грации, похоже, именно домохозяйкой и был. Профессионального образования он не имел, война помешала, мог бы, например, будучи англичанином, преподавать английский в местной школе, но и об этом ни слова, о том, чтобы он занимался еще чем-то в книге тоже не упоминается. Вроде как иногда жене с бухгалтерией помогал, не более того. В общем, несмотря на всю романтичность истории Марии-Грации и Роберта, не прониклась я к этой паре, я за равенство в семье, а подкаблучников, простите, не уважаю, быть в тени жены можно, когда жена - выдающаяся личность, вроде английской королевы или кинозвезды, а не обычная хозяйка бара в богом забытом захолустье.

О последующих поколениях семьи Эспозито автор настолько кратко рассказывает, что о них, об их жизни вообще не успевает сложиться определенного мнения. Сыновья Марии-Грации и Роберта Серджо и Джузеппино, дочка Серджо Маддалена... И опять сильная женщина среди безвольных мужчин. Ни тот ни другой брат так в жизни ничего и не добились несмотря на большие амбиции. Вообще, в этой семье, начиная с братьев Марии-Грации все мужчины какие-то никчемные, семья эта держится исключительно на женщинах. Вот и Маддалена - надежда и опора бабушки, ей не страшно передать семейное дело, она сильная и предприимчивая, она выстоит в любых обстоятельствах.

Люблю я истории про сильных женщин. С одной оговоркой. Сильных женщин в мире сильных мужчин. Когда женщина - равноправный партнер, но не лидер. А эти новомодные феминистские штучки, когда сильная женщина задает тон, а ведомый мужчина отходит на второй план, как-то меня не трогают. Именно этот посыл мне в романе не понравился и не позволил поставить более высокую оценку.

Прочитала для "Новой рулетки" и "Книжного государства".