Больше рецензий

alchwort

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 августа 2020 г. 21:57

564

3 "Машина различий": Гибсон, Бэббидж и мое разочарование

Роман, явно перехваленный, выглядит неубедительно. Причем, это не столько вина авторов, мастодонтов киберпанка, сколько рецензентов, что вознесли “The Difference Engine” до каких-то астрономических высот.

картинка alchwort

Нам обещают феноменально проработанный мир на паровой тяге с лихо закрученным сюжетом, харизматичными героями и нетривиальными идеями. На деле все куда скромнее.

Альтернативная Великобритания середины 19 века, где Чарльзу Бэббиджу таки удалось воплотить свои планы по созданию разностной (аналитической) машины, смотрится любопытно, но не более того. Все самое интересное происходит где-то на задворках сюжета. Исторические персоналии, выступающие в непривычных амплуа вписываются в логику мира, но упоминаются в абсолютном большинстве ради удачной реминисценции или энциклопедической вставки.

Авторы демонстрируют неплохую осведомленность о политических и социально-культурных процессах, происходивших в реальном 19 веке. Тем не менее, все, что они могут предложить в контексте воспроизводимой эпохи — это жонглирование именами и не очень смелые фантазии в русле «альтернативной истории».

Герои романа ведут себя сообразно представлениям современного человека. Хотя казалось бы, какая плодородная почва для писательской работы! - попытаться представить как изменилась бы ментальность современников того же Дарвина, наступи постиндустриализм раньше положенного срока. Но нет, вокруг нас лишь опереточные персонажи, местами обаятельные (Сибил, Мэллори, Олифант), а иной раз крайне невнятные (почти все остальные).

Но главное, что вызывает недоумение — это, собственно, стимпанк. В книге он есть, однако до того условный и схематичный, что зацепиться особо не за что.

Так уж сложилось, что я всегда интересовался механическими счетными машинами (знаком с изысканиями Паскаля, Лейбница и т. д.), поэтому знал о Бэббидже задолго до «Машины различий». Из-за чего возлагал на книгу определенные надежды, рассчитывая, что авторы уделят или хотя бы попытаются уделить должное внимание технической составляющей. Но не тут то было.

Творчество Гибсона вообще в этом плане очень характерно. Он часто писал и пишет про вещи, о которых имеет лишь самое общее представление. Как правило, это компенсируется интересной авторской подачей и оригинальными идеями. «Машина различий» ни первым, ни вторым похвастаться не может.

Сюжету не достает целостности. Авторы будто соперничали между собой или спорили о том, каким должен быть текст. Многие нюансы и детали выполняют функцию «мебели», есть «не стрелянные ружья» или филеры, чье присутствие в тексте слабо оправдано.

Если вывести за скобки все регалии и судить о книге не предвзято, то может показаться, что «Машина различий» просто веселый эксперимент двух приятелей, сделанный «по приколу». В этой интерпретации все встает на свои места. Книга прекращает казаться нарочито серьезной и «великой», превращаясь в фэнтези с викторианским душком. В таком виде она способна доставить удовольствие, которое даже невнятному сюжету вряд ли получится испортить. Потенциал вымышленного мира реализован процентов на пятнадцать, но даже в такой кондиции остается интересным.

Но если подходить к чтению с позиции человека, знакомящегося с библией стимпанка, велик шанс испытать разочарование.

картинка alchwort

«Машина различий» - неплохая книга, чья жанровая новизна обеспечила ей культовый статус. Скорее всего в момент выхода она смотрелась более выигрышно, чем сейчас. По сегодняшним меркам выглядит блекло. Авторам не хватило то ли усидчивости, то ли согласованности, то ли соответствующих знаний, чтобы превратить забавный эксперимент в нечто больше, чем то, что в итоге получилось с «Машиной различий».

Ставлю шесть перфокарт из десяти.