Больше рецензий

3 августа 2020 г. 20:57

966

4 "... Война любит молоденьких..."

Первый большой роман Ирвина Шоу я читаю практически последним из всего оставленного им литературного наследия. Я избегала его долгие годы потому что боялась, что горячо любимый мною автор в этой работе покажет мне "американский взгляд" на Вторую Мировую Войну, который я уже неоднократно встречала у авторов из США и который приводил меня в бешенство - мол, Америка выиграла эту войну, без Америки бы никто не справился, наши солдаты самые лучшие вояки, наши самолеты и танки - венец технического прогресса и все должны петь им дифирамбы и т.п. К этим страхам со временем стало примешиваться еще и опасение, что проба пера может оказаться не такой сильной, как более поздние романы Ирвин Шоу и я, уже зная как мощно может писать автор, не смогу оценить его по достоинству. Плюс немаленький объем - авось не понравится, не зацепит, не пойдет, а бросить не смогу... В общем, страхов набралось достаточно и все они оказались беспочвенными.

Да, конечно, это еще не тот Шоу, которого я знаю и люблю по книгам "Люси Краун", "Богач, бедняк", "Нищий, вор", "Хлеб по водам"... Тот Шоу сбивал меня своим литературным и психологическим мастерством просто наповал. Этот Шоу неплох и в нем отчетливо виден будущий потенциал. Он уже обладает даром прекрасного рассказчика. Ему уже поддаются масштабные и сложно-переплетенные сюжеты. Он уже достаточно неплохо разбирается в человеческих душах и человеческой природе. И всем тем, кто избегает этой книги потому что не является поклонником военной прозы, я могу сказать, что как таковой войны (в классическом ее смысле) здесь не так уж и много - она служит скорее размытым фоном для демонстрации кое-чего другого. И отдельная моя благодарность касается того, что в книге отсутствует восхваление Америки и ее роли во Второй Мировой - вернее, подобные мысли и фразы порой проскальзывают у отдельных американских солдат, но это не мысли самого автора. А иногда неожиданно нам демонстрировалась вся глупость и тупость американской армии, ее неоправданно-раздутое эго и самодурство без каких либо прикрас... Особенно меня поразило то, что в то время, как в искореженной и залитой кровью Европе ждали открытия второго фронта, в США солдаты по семь месяцев занимались в тренировочных лагерях не пойми чем! Сам же автор, как мне кажется, остался в этом вопросе нейтрально-отстраненным. Мы просто видим войну под несколько непривычным для нас углом. Вроде и та самая Второй Мировая, о которой уже читано немало, и все же она другая - благодаря непривычному ракурсу...

В центре сюжета - три молодых человека, оказавшиеся кто по собственному выбору, а кто по воле бюрократических машин втянутыми в эту мясорубку. Это три настолько разных персонажа, с настолько непересекающимися жизнями, что свести их воедино могла только война. Это люди из разных миров... Но абсолютно неважно как и почему они попали на войну - гораздо важнее, что она с ними сделает. А в том, что она их пережует и выплюнет - сомневаться не приходится... Никто не должен выйти из этой схватки таким, каким в нее вошел. Насколько сильно разрушаться их принципы и мировоззрения, разочаруются ли они в своих прежних убеждениях, осознают ли свои ошибки - вот в чем вопрос. И в этом процессе не столь важно, кто по какую сторону фронта.

Я не могу сказать, что мне было интереснее наблюдать за кем-то конкретным из этой троицы больше, чем за другими. В отдельные моменты я с увлечением следила за описанием оккупации Франции и любовным треугольником Христиана Дистля, Гарденбурга и его жены, в другие - за тем, как Ной Акерман учится противостоять всему миру и завоевывать любовь, дружбу и уважение... Пожалуй, наиболее "сырым" персонажем для меня оказался Майкл Уайтэкр - он не вызвал у меня абсолютно никаких эмоций. Вся его богемная жизни, все переживания и волнения - все как-то мимо. Он был мне интересен только в том контексте, что я весь сюжет ждала - в какой же момент Ирвин Шоу сведет их всех вместе и какая роль кому уготована. Финал стал для меня неожиданностью. Я ждала кое-чего подобного , но с абсолютно другим исходом.

Мне встречалось мнение, что эта книга Ирвина Шоу похожа на произведения Ремарка. Для меня нет. Разве что тем, что один из героев - нацист... У Ремарка я сочувствовала и сопереживала героям независимо от того, на чьей они были стороне. У Ремарка немцев хотелось понять, хотелось верить в то, что они заблуждались и что некоторые из них тоже отчасти жертвы в этой бойне. У Ремарка немцы были человечные. В случае с "Молодыми львами" этого не произошло. Мне не было никакого дела до того, что думает и чувствует Кристиан Дистль. Он до самого конца войны проявлял отчаянную твердолобость и упертость. Он не хотел спастись сам и спасти других - история с Брандтом и его дамами тому подтверждение... Я хотела его смерти. Я хотела расплаты. И как можно болючей и кровавей. До последней строки он остался для меня нацистом, который так ничего и не понял, так ни в чем и не раскаялся и решил "нагадить" даже напоследок... В его случае драться, когда уже все потеряно, - это не мужество, а просто глупость... И если двое других герое еще можно назвать "молодыми львами", то Кристиан Дистль, начиная войну как лев, прошел ее как шакал...

Книга прочитана в рамках 5-го тура игры "KillWish"