Больше рецензий

KATbKA

Эксперт

Drink tea • Read books • Be happy

2 августа 2020 г. 20:05

3K

4 Свет невидимый, а русофобия налицо

Наверное, эта книга тот случай, когда мои ожидания не совпали с реальностью. То ли я невнимательно прочла аннотацию, то ли заранее переделала сюжет в своей голове, но розово-ванильной истории любви немецкого мальчика и французской девочки не получила. В моём представлении союз враждующих сторон должен был произвести эффект разорвавшейся бомбы, когда для читателя стирается грань между "свой-чужой", когда нет языковых преград и разницы между национальностями. Миром правит только любовь, всё остальное тлен…. Здесь же, наоборот, автор не только подчеркнул особенности каждой нации, но и настолько мерзостно представил тех же русских, что боюсь представить те выводы, которые сделали иностранные читатели. Об этом чуть подробнее скажу ниже.

В общем-то, роман неплох. Сюжет затягивает, красиво выстроенный текст, его, правда, приятно читать. Продвигаясь от главы к главе, я всё ждала этой знаковой встречи незрячей француженки Мари-Лоры Леблан и солдата вермахта Вернера Пфеннига. Но истории главных героев идут параллельно друг другу практически всю книгу.

Мари-Лора показалась мне очень интересной девочкой. Потеряв зрение в раннем возрасте, она учится жить заново со своей слепотой, восстанавливает в голове те образы, что видела ранее, увлекается животными, приключениями и путешествиями. Всего лишь томик Жюль Верна и яркое воображение помогают ей перенестись из мрачной и суровой реальности в заоблачную сказку, таинственный подводный мир, наполненный морскими чудищами и опасностями. Она – девочка-ветер, воздушное создание, парящее в книжном пространстве. Мари находит успокоение в морской воде, улитках и раковинах. Шум прибоя, соленый ветер и крупинки песка все, что нужно для душевного спокойствия и равновесия.

Вернеру наоборот чужды радости природы, его стихия – техника, механика, электричество, физика. Незатейливые схемы, антенны, клеммы приводят мальчика в неописуемый восторг. У него золотые руки и ясный ум, бредящий радиотехникой. Он с легкостью разбирается там, где другие, более опытные мастера, разводят руками. Мечта Вернера попасть в самую престижную школу Эссена, где готовят национал-патриотов, а попросту "разводят отборное стадо для отправки на войну". Это попытка избавить себя от тяжелой судьбы шахтера. Это шанс стать ближе к любимому делу. Много позже Пфенниг поймет, как ошибочна была учёба в этой школе и всё, что с ней связано.

Дорр показывает читателю, насколько разнятся характеры героев, их жизненные ценности и взгляды. При этом умудряется одной главой показать их единство, дружбу, взаимовыручку. Автор пытается убедить меня, что Вернер, несмотря на жёсткую и жестокую школу выживания, остался всё тем же милым мальчиком, слушающим сказки по радио. Но с этого момента я ему не верю.

Более того, меня коробит ситуация с той рыженькой девочкой из Аугартена, которая так упорно напоминает Вернеру его сестру Ютту. Нацист, которого приучили к издевательствам как к норме ещё в той самой "элитной" школе, вдруг жалеет убитую девочку. Человек, для которого на долгие годы девизом стал слоган "Живи верно, сражайся храбро, умри смеясь" расчувствовался так, будто впервые за всю войну посмотрел смерти в лицо. Мёртвая девочка преследует Вернера в видениях, будто не ему в уши постоянно вливали "Ein Volk, ein Reich, ein Führer". А он слепо в это верил, а даже если и не верил, то не хватило ему духу быть честным хотя бы с самим собой. И здесь я увидела сильным не Пфеннига, а его слабого и вялого друга Фредерика. Мальчика-ботаника, который гонялся за птичками, пугался собственной тени, но не побоялся выйти против всех, показать своё "Я", сказать "не могу, не буду!". Впрочем, за что горько поплатился.

Что касается представлений автора о людях разных национальностей, то Энтони Дорр почему-то навешивает ярлыки на одних, обеляет других, и тут же противоречит сам себе, мол, книжные истории полны мнений под копирку. Хм, правда, самому автору этих стереотипов избежать не удалось. Судите сами. Он доказывает читателю, что Вернер не такой, каким видят его люди, он не фашист. Он хороший мальчик, просто…обстоятельства так сложились. Виновата система, но не он сам. И нельзя осуждать человека, даже если он прошел почти всю войну радистом, работая на фюрера.

"Ну конечно. В историях про войну все бойцы Сопротивления - решительные мускулистые герои, способные собрать автомат из канцелярских скрепок. А все немцы - либо богоподобные блондины, взирающие из открытых люков на разрушенные города, либо похотливые маньяки, пытающие еврейских красавиц. Тому мальчику просто не осталось места в общей картине. Он был почти неощутим, как будто рядом с тобой - перышко. И все же его душа светилась глубочайшей добротой, ведь правда же?"

И тут же с уверенностью показывает русских солдат, которые в принципе умеют только пить и насиловать женщин. По словам писателя это не бойцы-освободители, а какие-то варвары….

"Русские заявляются к ним ясным майским днем. Их всего трое, и это происходит лишь один раз. Они вламываются в брошенную типографию, ища спиртное, и, не найдя, начинают палить в стены. Треск, пуля отлетает от старого печатного станка, а в квартире на верхнем этаже фрау Елена сидит в полосатой лыжной куртке с сокращенным текстом Нового Завета в кармане, держит девочек за руки и беззвучно молится, двигая губами.
Ютта почти уверила себя, что русские сюда не поднимутся. Несколько минут кажется, что так будет, потом на лестнице раздается грохот сапог.
— Ведите себя спокойно, — говорит фрау Елена девочкам. Ханна, Сусанна, Клаудиа и Ютта — ни одной из них еще нет семнадцати; голос у фрау Елены тихий, но страха в нем не слышно, разве что огорчение. — Ведите себя спокойно, и они не станут стрелять. Я пойду с ними первой, потом они будут добрее……
….Пьяные шаги на верхней площадке лестницы. Русские заходят в чулан, гремят швабрами, по лестнице съезжает ящик со словарями, потом кто-то дергает ручку. Голоса, удары, треск, и дверь распахивается.
Один из них офицер. Двум другим никак не больше семнадцати. Все трое невообразимо грязны, но за прошедшие часы где-то щедро полили себя женскими духами. Они отчасти похожи на застенчивых школьников, отчасти — на сумасшедших, которым объявили, что они умрут через час. Особенно сильно разит духами от мальчишек. Один из них подпоясан веревкой вместо ремня; он настолько худ, что спускает штаны, не развязывая узла. Второй смеется странным ошалелым смехом….
Фрау Елена уводит мальчишек в другую комнату. Она издает лишь один звук — короткий кашель, будто чем-то поперхнулась.
Клаудиа идет следующей. Она не кричит, только стонет. Ютта сжимает зубы и молчит. Все странно упорядоченно. Офицер заходит последним, пробует каждую по очереди и, лежа на Ютте, произносит отдельные отрывистые слова. Глаза у него открыты, но не видят, и по напряженному лицу не понять, что это — ласковый шепот или оскорбления. Одеколон не заглушает запах его пота.
Много лет спустя Ютта внезапно вспомнит его тогдашние слова — Кирилл, Павел, Афанасий, Валентин — и решит, что это имена погибших солдат. Однако она может ошибаться.
Перед уходом младший дважды стреляет в потолок, известка мягко сыплется на Ютту, и за эхом выстрела та слышит, как Сусанна на полу рядом с нею даже не всхлипывает, а просто тихо дышит, пока офицер защелкивает пряжку на ремне. Потом все трое русских вываливаются на улицу. Фрау Елена, босая, застегивает лыжную куртку и трет левой рукой плечо, как будто пытается согреть эту маленькую частичку себя."

Среди русских солдат были разные люди, равно как и среди любых других. Человечность же не определяется национальностью... она либо есть, либо её нет. Но мне было крайне неприятно читать об этом в романе-обладателе Пулитцеровской премии, который вошёл в списки бестселлеров по всему миру. Зарисовка, которая так меня всколыхнула, даже не явилась противовесом всеобщему советскому подвигу, просто подано как неоспоримый факт, якобы по-другому не было, и быть не могло.

"…это жалкие одиночки, оборванные и грязные. Они прячутся по норам и действуют на свой страх и риск."

Ещё одно мнение автора о русских партизанах. И знаете, именно из-за таких моментов мне не то чтобы стало обидно за подвиг советского человека, нет. Мои суждения давно устоялись и их не изменить. Скорее, на будущее я сделала для себя вывод, чего можно ожидать от писателя и его произведений. Всё это оказалось большой ложкой дёгтя в маленьком бочонке с медом. А ведь "бочонок" на самом-то деле стоящий. Особенно, если учесть, что здесь присутствуют моменты магического реализма, связанные с легендой о волшебном камне и поисками голубого алмаза.

В общем, для поклонников творчества, вероятно, эти отрывки прошли вообще мимо. Я же, периодически читая литературу о войне, преклоняясь перед подвигом нашего народа, перед теми, кто отдал свои жизни в борьбе за свободу, не смогла промолчать, что называется "подгорело". В любом случае у каждого есть возможность прочитать книгу и составить своё мнение. Моё сегодня на "4", но это с бооольшой натяжкой. Всё же история маленькой слепой девочки посреди войны и разрухи не оставляет равнодушной.

картинка KATbKA

Рецензия написана в рамках игр "Собери их всех!"; ФМ - 2020.