Больше рецензий

28 июля 2020 г. 00:01

361

4

Люди в общем и целом ходят в музеи (к примеру, исторические или художественные) затем, чтобы посмотреть на предметы искусства (картины какие, скульптуры, гобелены, мелочь всякую – то, что у нас в семье проходит как "objects of art") или важные предметы с точки зрения истории (таких вообще можно миллион разных назвать).
Но есть еще отдельная категория людей, которые в музеи ходят затем, чтобы что-нибудь украсть (по заказу или просто чтобы продать потом) - подобные вещи можно в кино увидеть – в "Афере Томаса Крауна" или в "12 друзей Оушена" (еще в "Похищении "Святого Луки" или в "Стариках-разбойниках", но последний – это уже откровенная пародия на все это дело).
Подобными людьми занимается полиция разных стран – в Италии, например, отдел по борьбе с преступлениями в сфере искусства состоит из трех сотен человек, да в большинстве европейских стран подобные отделы есть. В США это все находилось в ведении ФБР, и не то чтобы особенно было интересно оному ФБР.
Почитать про подобные вещи было бы интересно, но мне все никак не попадалось подобных книг. И тут в прошлом году на русском вышла книга Роберта Уиттмана и Джона Шиффмана "Операция "Шедевр". Это – мемуары агента ФБР Роберта Уиттмана, которые долгие годы занимался тем, что добывал обратно всякие украденные предметы искусства и важные исторические предметы – например один из списков Билля о Правах или картины Рембрандта и Ренуара, украденные в Стокгольме в 2000-м году.
Он очень живо и бодро рассказывает о том, чем он занимался многие годы, о своих успехах в поиске и нахождении всякого украденного (надо заметить, что и о промахах он тоже рассказывает, правда про успехи – больше). Заодно там и про историю живописи есть, правда немного, но своего рода бонус.
В итоге получилось хорошее и интересно читающееся произведение, добротно рассказывающее об еще одной стороне произведений искусства, про которую обыватель обычно не догадывается. Правда издатель пожидился на сноски и комментарии к русскому изданию – их нет практически никаких, поэтому вам самим придется выяснять, например кто такой Патрик Генри или Илайша Кент Кейн. Но это не сильно уменьшает привлекательность книги.