Больше рецензий

Fox_Of_Probability

Эксперт

вероятностный лисёнок

27 июля 2020 г. 17:52

341

3.5

Начну со слона в комнате – со стимпанка. Я очень мало знаю об этом жанре, но википедия обещает мир, основанный на паровых технологиях, ранний капитализм и социальное расслоение. Что есть в трилогии?

1. Аэрум – это некое жидкое топливо, на котором летают корабли. Его гоняют по трубам аэрумные насосы, электромагниты преобразовывают в сверхлёгкий аэрумный газ, позволяющий подниматься вверх или снижать высоту, а пропан обеспечивает тягу.

Немного про аэрум (без спойлеров)

В описанном Вудингом мире прошло две войны (Первая аэрумная война и Вторая аэрумная война), одной из причин которых были именно месторождения аэрума. К сожалению, про аэрум, паровые двигатели и местные технологии в трилогии больше нет ничего. Это вся информация, что я смогла подчерпнуть о вселенной. Кстати, неожиданно дешёвый бензин в этой вселенной тоже есть:

Здесь перехватывало горло от бензиновых паров, которые испускали грохочущие генераторы. Они поставляли электроэнергию для ламп, сиявших сквозь изодранные тряпичные занавески. В Самарле даже беднякам с лихвой хватало на бензин, а вот с аэрумом было плоховато

Единственная «наука», которая есть в понятии аэрума – это победа над гравитацией. Но отсутствие деталей убивает концепцию. А существующие детали лишь добавляют вопросов. Итак, как это работает?

В природе аэрум жидкий, его добывают в шахтах преимущественно на севере. Аналог нефтешахты: здесь есть насосы, подъемники и буровые установки, но город пропитан «кровью, потом и слезами шахтёров». Добытый аэрум очищается в заводах по соседству, после чего в цистернах продаётся на корабли. Как я уже писала раньше, там электромагниты (Почему электромагниты? Как вообще магнетизм влияет на агрегатные состояния?) преобразовывают аэрум в сверхлёгкий газ, который заполняет балластные (внезапно) цистерны. Это работает по принципу воздушного шарика: сверхлёгкий газ очень сильно легче воздуха, поэтому он стремится вверх, поднимая вместе с собой многотонный корабль. В реальности, разумеется, потребуется огроменный воздушный шарик, чтобы поднять такой вес. Это основное фантастическое допущение тетралогии – плотный сверхлёгкий газ, антигравитация.

Итак, для подъёма аэрум преобразовывают в газ, а что для спуска? Неужели тратят дополнительную энергию, чтобы преобразовать газ в жидкость? Конечно, нет. Просто выпускают излишки газа в воздух. Интересно, насколько это полезно для экологии? Каким бы лёгким газ ни был, за многолетнее движение аэрумных кораблей атмосфера должна была наполниться аэрумом, им вообще дышать не опасно?

В общем, имеют ли эти технологии отношение к стимпанку? Нет, вообще никакого. Начнём с того, что сверхлёгкий газ и пар – не одно и то же. Пар – это положение равновесия между газом и более плотным агрегатным состоянием. В тетралогии же жидкость наоборот должна максимально перейти в газ, чтобы иметь силу поднять корабль. В стимпанке всё крутится вокруг парового двигателя, получения энергии из пара. А здесь вообще газовый двигатель на пропановом топливе. Какой это стимпанк?

свернуть

2. Ранний капитализм – есть. Здесь присутствуют всевозможные торговцы-одиночки, от банального торговца рыбой до капитализации информации (слухов, суеверий), ремесленники, гильдии торговцев, базарные площади и торговые пути, позволяющие транспортировать товар. Разумеется, рядом с ранней торговлей идёт пиратство. Настоящих корпораций ещё нет, «брэнды» строго географические.

3. Социальное расслоение – снова есть. Правители, короли и аристократы как верхушка общества, рабы и отщепенцы на самом дне. Идеологически-политико-социальная сторона является очень важной частью цикла, сюжетообразующей частью всех романов. Мир не очень большой. Условно (я буду ещё неоднократно использовать это слово, потому что не всё однозначно и есть вероятность, что про остальной мир просто мало упоминаний) существует три империи: Вардия, Самарла и Такия.

Большое и исчерпывающее описание мира (без спойлеров)

Вардия – это условное добро. Здесь живут и «творят» главные герои, это развитое государство с аэрумной промышленностью, постепенно более-менее мирно колонизирующее дикие территории. Избирательная система местной власти сочетается с правящим герцогским родом, во главе страны – эрцгерцог. Собственно, в первой трети первого романа автор показывает это читателю прямым текстом, чтобы мы представляли местную верхушку власти:

Герцоги Тескские возглавляли Коалицию почти полтора столетия. Именно они низложили короля, упразднили монархию и силой собрали враждовавшие между собой герцогства в Коалицию. К роду Аркенов принадлежал и первый эрцгерцог Вардии, и все последовавшие за ним. Поколения сменялись, а высшая власть по-прежнему принадлежала Аркенам. Под их бдительным надзором прошли Третья эпоха авиации и аэрумные войны, географические открытия Нью-Вардии и Джагоса. Они же создали Рыцарскую Центурию, упразднили рабство и способствовали развитию промышленности. Аркены привели экономическое процветание в края, прозябавшие под властью традиций, сложившихся за тысячу лет правления королей

Идеологическая сторона государства тоже кристально ясна: есть два противоборствующего лагеря. С одной стороны стоят Пробужденцы, снова отделаюсь цитатой:

Суть их верования заключается в присутствии во Вселенной некоей Сущности. Они называют ее Всеобщей Душой. Это не Бог, поскольку они отрицают религию, а скорее могущественный и мыслящий организм. Его действие можно усмотреть в движении ветра и воды, в растениях и животных, извержениях вулканов, образовании облаков и так далее. Короче говоря, они верят, что наша планета — живая и разумная. Причем намного мудрее, чем мы способны себе представить

Второй лагерь – демонисты. Представили себе пентаграммы, мрачные святилища и вызов демонов? Всё именно так, но в рациональной оболочке, вызов демона – целое учение с научными трактатами и всемирными светилами. Зато самого демона можно вселять в разные предметы, придавая им очень необычные свойства. Например, в кольцо можно вселить одного демона, а в компас – другого, чтобы компас всегда указывал на кольцо.

Естественно, они кровные враги, искренне ненавидящие друг друга. Условно, Пробужденцы – это Католическая церковь со своими ритуалами, правилами и Святой инквизицией, а демонисты – учёные, несущие свет истины. Правящей династии не нравится широкое влияние Пробужденцев на народ, она пытается всячески ограничить власть Пробужденцев, но для народа этот культ – практически религия (пусть и относительно новая), так что Вардия находится на грани гражданской войны.

Самарла – это условное зло. Инициатор двух аэрумных войн в Вардией, «хозяин» двух рас-рабов. Внутри население ранжируется на пять каст от мега-влиятельных, живущих в роскоши аристократов до неприкасаемых заклеймённых отбросов. Религия основана на безымянных богах, которые некогда покровительствовали людям. Как часто и бывает, это история одновременно и веры, и власти. Компиляция цитат:

Есть легенды о древних богах Самарлы. Некогда они жили в Аталоне, среди своего народа. Это был истинный рай, и никому не требовалось ничего больше. Но люди испортились и перестали поклоняться богам. В них стало расти зло. И зло сделалось явным, на землю обрушился мор — в буквальном переводе, мор души, — истреблявший лучших людей. Умирали многие верующие и благочестивые. А потом начали погибать и сами боги. Их сразила неблагодарность. Злые люди решили, что, может, они и не боги вовсе, и пошли на них войной. Те покинули мир и вознеслись в небо на колонне из пламени. Чтобы покарать смертных, боги выпустили семь страшных чудовищ неимоверной мощи. Их назвали джаггернаутами. Они уничтожали селения и города, истребляли посевы и беспощадно всех убивали. Люди прятались, голодали и молили богов о милосердии. Они страдали целый век. В конце концов джаггернауты утихомирились и загадочно исчезли. После джаггернаутов боги сотни лет хранили молчание, и рассеянные по земле племена вновь объединились. А затем появился человек по имени Неззуат и объявил, что может общаться с богами. Неззуат утверждал, что боги продолжают гневаться на людей за кощунства их предков. Он говорил, что смертные недостойны произносить имена богов и тем более поклоняться им. Имена должны быть удалены из записей и забыты, а их изображения — уничтожены. Но надежда все же остается — ведь боги сделали Неззуата своим глашатаем. После его смерти мантия должна была перейти к его первому сыну или дочери. Жителям Аталона следовало повиноваться и поклоняться им. Но однажды, когда боги поймут, что род людской в достаточной мере раскаялся и смирился, они вернутся и возродят рай на земле. Неззуат стал первым из Богов-императоров. С тех пор династия тянулась непрерывно не одну тысячу лет.

Основная цель самарланцев (или самми) – это всеобщие завоевания, чтобы поработить все расы и установить мировую империю. Сейчас всю работу за них выполняют две расы. Жители Муртии не желают сдаваться. Хотя их поработили, муртиане продолжают подрывную деятельность и отказываются склонить голову перед хозяевами, за что сильно страдают. Описание обычного муртианина:

Он оказался высоким и узкобедрым. Лишь торс бугрился мускулами и просвечивал сквозь тонкую хлопчатобумажную рубашку, туго обтягивавшую грудь и плечи. На узком лице с длинным крючковатым носом блестели пронзительные глаза. Голова начисто выбрита. Кожа у Сило была цвета умбры — густо желто-коричневая

Даккадийцы/даккианцы/даки – это второй порабощённый народ. К сожалению, ни описания их страны, ни самого названая страны в тетралогии нет. Они смирились со своей рабской участью и стали самыми верными слугами, какими только можно быть. Описание обычного даккадийца:

Тонкий и узкоплечий, светлокожий и светловолосый, он выглядел как типичный представитель своей расы. Ну, а над узкими глазами даккадийцев вардийские газеты наперебой насмехались до сих пор. Даккадийцы обладали талантом к административной деятельности, что, впрочем, служило очередным поводом для насмешек. Этот народ чрезвычайно высоко ценил математические способности и образование. Успехи в науках делали даккадийцев очень полезными для их хозяев-самарийцев. Кроме того, в отличие от муртиан, они могли владеть собственностью и имели право стать свободными

Про Такию мы знаем мало. В первых трёх книгах её лишь упоминают, условно называя чудесной утопией с закрытыми границами. В четвёртой появляются герои такийцы, но дополнительной информации о стране мы не получаем. Маленькая цитата:

Такия и ее замечательная республика, я знаю. За исключением того, что пока вы все сидите на задницах, играете на лютнях и рисуете друг друга голыми, ваши соседи, самарланцы, куют железо и создают оружие, чтобы завоевать остаток мира. Много пользы принесет вам вся эта ваша культура, когда вы окажетесь в цепях
свернуть

Промежуточный вывод: как стимпанк это вообще не стимпанк. Хотите твёрдую НФ – проходите мимо. Хотите классический стимпанк с паровым двигателем, кораблями в заклёпках и прочим – проходите мимо. Хотите подробное описание местной физики и чёткое объяснение, как и что работает – проходите мимо. Фантлаб честно говорит: технофэнтези, и тут я согласна. Но стимпанк – однозначно нет.

Теперь забудем про стимпанк и попробуем воспринимать «Истории «Кэтти Джей»» как обычное авантюрно-пиратское фэнтези. Серию часто сравнивают с сериалом «Светлячок», да и сам автор признавался, что вдохновлялся им. Мне кажется, Серенити могла бы быть прекрасной иллюстрацией к тетралогии.

В центре повествования команда пиратского корабля «Кэтти Джей»: безответственный капитан, молчаливый механик, сообразительный штурман, весельчак доктор, два пилота и корабельный кот. В прошлом каждый из них (кроме, пожалуй, кота) совершил немало ошибок и теперь бежит от ответственности. Вместе герои будут вляпываться в приключения, сражаться с врагами, разбираться с последствиями принятых решений и развивается.

У нас полноценным членом экипажа считается тот, кто устроил по меньшей мере одну грандиозную катастрофу
Немного про персонажей (спойлерно)

В серии неожиданно мало персонажей. Хотя поначалу кажется, что всю эту команду невозможно запомнить, автор мастерски вводит героев одного за другим, вплетая их истории постепенно. Сейчас я помню их всех. Самое замечательное, что они – личности, каждый с собственным прошлым и внутренними проблемами. За четыре книги мы получаем их полную историю, раскрытие характера и, самое главное, логическое разрешение конфликтов. Опять же, автор делает это плавно. В одной книге акцент на одних героях, в следующей – на других.

Например, возьмём главного героя. Линия развития этого персонажа лежит на поверхности в том числе потому, что автор неоднократно прямым текстом пишет, как менялся капитан Дариан Фрэй. Сначала мы имеем безответственного придурка, для которого корабль важнее экипажа. Парень бежит от прошлого, лишь бы не задумываться над всем, что он успел натворить. В конце первой книги он осознаёт, что его команда – это не разменный материал. Как капитан он несёт ответственность за экипаж. В конце второй книги он понимает, что его сплочённая команда – это настоящая семья. Они не просто капитан и подчинённые, а настоящие друзья, искренне заботящиеся друг о друге. В конце третьей книги он признаётся себе, что действительно любит девушку, которой когда-то по глупости сломал жизнь, и готов на всё, лишь бы сделать её счастливой. Ну и, наконец, последняя книга – это сосредоточение конфликта, попытка ухватить судьбу за хвост и доказать ей, что достоин счастья. Дариан Фрэй начала первой книги бы не справился, но сейчас он сильно изменился и готов на настоящие поступки.

o-o.pngНазвание последней книги, «Туз Черепов», – это также сильный образ для самого Дариана Фрея. Он взят из частично выдуманной Вудингом игры – рейка, который по своей сути является обычным покером на стандартной колоде с мастями черепа/крылья/зубы/кресты и с одной особенностью: если выпадает карта туз черепов, она должна быть обязательно задействована в руке. Слабым комбинациям это даже помогает, а вот сильные может разрушить подчистую.

В первой книге туз черепов становится причиной всех проблем «Кэтти Джей», а в конце один из друзей Дариана сравнивает с этой картой его самого. Как и туз черепов, Дариан Фрэй связал вместе команду корабля, состоящую из практически отбросов общества. Как бы ни были сильны враги (на картинке представлена одна из сильнейших комбинаций – последовательность одной масти), Дариан Фрэй расстроил все их планы (с возникшим тузом черепов эта комбинация не даёт ничего).

Подобным образом развиваются сюжетные линии всех членов команды «Кэтти Джей». Из книги в книгу каждый проходит собственную историю. Я лишь под конец чтения поняла, что хотя персонажи совершенно разные, из разных уголков мира и разных слоёв общества, но автор прописывает историю так, чтобы герои сталкивались со своими проблемами лицом к лицу. Корабль буквально мотает с одной части света в противоположную, что позволяет сначала одному персонажу оказаться на своей географической родине и справиться с призраками прошлого, а затем другому. И читателю это не кажется притянутым за уши.

свернуть

Фэнтези-часть здесь выражается в демонах. Кто это, где они обитают и как устроены, я не поняла, но демоны могут быть вызваны и вселены как в предмет, так и в человека. Эта сторона мира раскрыта очень мало, хотя для сюжета демоны имеют огромное значение. В частности, один из персонажей – это голем Бесс, огромные одержимые демоном пуленепробиваемые доспехи.

Все четыре книги построены одинаково: капитан бросается с головой в какую-то авантюру, эта авантюра заканчивается плохо, команда «Кэтти Джей» втягивается в серьёзные неприятности и до конца романа герои разбираются с ними. Неприятности растут, как снежные ком, в истории всплывают политические мотивы, серьёзность проблем увеличивается и в конце происходит большая битва. Разумеется, в каждой последующей книге масштаб происходящего больше, чем в предыдущей, а «Туз Черепов» завершается просто Грандиозной Битвой.

Поначалу основной мотив персонажей – жажда наживы или славы. Меня расстроило, что в какой-то момент весь экипаж охватило романтическое настроение. Автор буквально каждому персонажу нашёл парочку. В остальном тетралогия мне понравилась. Лёгкое приключенческое фэнтези с битвами, стрельбой, внутренней политикой и магией.

Его команда уже давно перестала быть просто командой, но лишь после недавних событий он окончательно в этом убедился. Клей, соединивший их вместе, состоял в равных частях из случайных обстоятельств, дружбы, привычек и безысходности. Но связал он их быстро и крепко, и Фрей был глубоко благодарен своей судьбе. Люди, обитавшие на «Кэтти Джей», стали его семьей. И, как в любой семье, они бывали и раздражительными, и веселыми, и капризными, и нежными, и требовательными, и готовыми к самопожертвованию

Прочитано в рамках Долгой прогулки 2020 (июль, бонус)