Больше рецензий

24 июля 2020 г. 14:57

267

4

Роман-сага о трех поколениях доминиканской семьи, над которой висит проклятье «фуку». Никто не знает, что это в точности такое, но всем известно, что проклятье победить невозможно. На этом магическая составляющая книги заканчивается. И по ходу дела читатель отчетливо понимает, что никакого «фуку» не существует, в отличие от реальных жестокости, свинства, невежества и злоупотребления властью.

Главный герой - одинокий толстый Оскар, доминиканец, родившийся в Нью Джерси, благородный рыцарь, фрик, помешанный на научной фантастике, Толкиене, Ле Гуин, видеоиграх и девушках (увлечение, которое с ним никто не рвется разделить):

«Его чувства – гравитационная масса, слепленная из любви, страха, тоски, желания и похоти, – устремлялись к любой и каждой девушке в округе, независимо от ее внешности, возраста или доступности, и каждый божий день его сердце разбивалось вдребезги».

Мать Оскара, третья дочь в семье уничтоженного диктатором Трухильо врача, последыш, родившаяся, когда ее отец уже сидел в тюремных подвалах, а мать раздумывала о том, чтобы со всем покончить. Девочка родилась никому не нужной, и первые свои годы прислуживала чужому семейству, купившему ее за копейки у случайной нерадивой няньки. Гордая измочаленная красавица, сбежавшая в США после унизительного романа с зятем Трухильо.

Одному из самых мерзких диктаторов ХХ века, Рафаэлю Леонидасу Трухильо Молина, (он же Скотокрадово Семя, Мордоворот и Козел), Диас уделяет не меньше внимания, чем Оскару. Во вселенной Оскара Трухильо - Саурон, пожирающий все на своем пути. На совести Диктатора культ его беспощадной личности (столица была переименована в Сьюдад-Трухильо, церквям предписывалось вывешивать лозунг «Бог на небесах, Трухильо на земле»), продлившийся 31 год. Его же можно поблагодарить за этнические чистки (37-й год, «петрушечная» резня гаитян. Подозреваемых в гаитянском происхождении заставляли произнести слово-шибболет исп. perejil (петрушка); франкоязычные гаитяне произносят в нём «л» вместо «р» во втором слоге. Тем, кто выговаривал неправильно, солдаты отрубали головы мачете. Число жертв по разным оценкам 20-37 тысяч человек).

«Наш парень властвовал в Санто-Доминго так, словно это был его личный Мордор, он не только отрезал страну от остального мира, повесив банановый занавес, но и вел себя как на собственной плантации, где ему принадлежит все и вся: убивал кого хотел, сыновей, братьев, отцов, матерей; отбирал женщин у их мужей; крал невест прямо из-под венца, а потом публично хвастался «отменной брачной ночкой», что он поимел накануне. Его глаза и уши были повсюду; его тайная полиция перештазила Штази, следя за всеми и каждым, даже за теми, кто жил в Штатах; его аппарат госбезопасности был проворнее мангуста: скажешь без двадцати девять утра что-нибудь дурное об Эль Хефе, и не успеют часы пробить десять, а тебе уже суют электрохлыст в задницу в пыточных подвалах Куаренты. (Кто сказал, что в третьем мире низкий кпд?) И не одного мистера Пятница Тринадцатое приходилось остерегаться, но и целой нации стукачей, что он наплодил, ибо, если любой Темный властелин достоин своей Тени, Трухильо наслаждался преданностью своего народа».

«...он один из тех очень плохих людей, кому даже постмодернизм не способен найти оправдание».

Диас писал роман 11 лет, ему хотелось запихнуть в книгу слишком многое. В 6 лет семья Диаса переехала в США, но он остался доминиканцем, а у доминиканцев, как он сам говорит, все слишком яркое. Их вера, цвета их одежды, их мечты.

Переводчице романа на русский язык, Елене Полецкой честь и хвала. Мне кажется, она офигенно справилась с этой мешаниной из английского, латиноамериканского сленга, гиковского жаргона. Сноски к роману обязательны к прочтению, они заслуживают особого внимания, это и еще одна, параллельно развивающаяся сюжетная линия, и пасхалки для любознательных, разбросанные по тексту.