Больше рецензий

22 июля 2020 г. 23:13

692

4 Спойлер Современный восточный эпос

*В конце рецензии в спойлере "Сюжет" прячутся... спойлеры*
Вряд ли бы я когда-нибудь обратил внимание на книгу В.Н.Медведева “Заххок”. Я не встречал на нее обзоры, обложка книги скорее напоминала нетленки в маленьких издательствах, да и тема не очень мне привлекательна. Но я узнал, что в мой город приехал автор, и я пошел на встречу с ним.
Встречи с крупными писателями (а регалии у Медведева солидные) для нашего маленького провинциального городка были событиями редкими, оттого более ценными. Специально для этого я и купил “Заххока”.
Беседа прошла на редкость скучно. Сначала писатель вкратце рассказал про свою юность и молодость, связанные с Таджикистаном. Потом были глупые и бестолковые вопросы слушателей, на которые автор путано отвечал. Честно говоря, у меня было впечатление, что ни автор, ни слушатели в полной мере не понимают, для чего все собрались.
Тем не менее, книга “Заххок” попала мне в руки и в мой вишлист.
В центре сюжета книги история одного кишлака во время гражданской войны в Таджикистане начала 90х годов. Тема необычная и интересная. Я знал о многих людях, бежавших из среднеазиатских республиках бывшего СССР, о тех, кто сбежать не смог. Но знания эти - по большей части обрывочные общие: что было страшно, что притесняли, что убивали, мучили. Но ни деталей, ни причин, - не знал.
Поэтому краткий, но кровожадный эпизод из жизни одной маленькой соседней страны, описанный человеком, хорошо знакомым с местными обычаями, мне был любопытен.
Книга построена необычно. Повествование в каждой главе ведется от разных персонажей. Среди них двое детей-полукровок, у которых в начале книги убили отца-таджика, они вынуждены с русской матерью переехать жить в кишлак к своему дяде; дядя полукровок, неуверенный в себе образованный таджик, пытающийся соблюдать традиции; русский журналист; простоватый деревенский парень, которого рекрутировали в солдаты; бывший советский офицер, ныне один из лидеров боевиков; местный шейх-мудрец.
Каждый из рассказчиков по-своему ненадежен. Одни и те же события они рассказывают по-разному, о каких-то событиях умалчивая, какие-то привирая. Только собирая их все вместе читатель формирует целостную и относительно правдивую картину происходящего. Стилистика речи и повествования у каждого персонажа также разная. Благодаря этому чтение становится более разнообразным, хотя манера говорить отдельных героев откровенно раздражает.
Подобный подход к описанию событий, насколько я знаю, использует Д.Р.Р.Мартин в цикле “Песнь Льда и Огня”.
Сами персонажи-рассказчики при всем их разнообразии получились слишком положительными. Недостатки их незначительны, так же как добродетели отрицательных персонажей. В принципе большинство персонажей можно твердо отнести либо к положительным, либо к отрицательным.
Ярким исключением я бы назвал мальчика Тешу, который на протяжении всей книги делал как добро, так и зло, при этом эти деяния были вполне последовательны и соответствовали характеру персонажа.
В уста таджикских персонажей автор вкладывает множество стихов, загадок, прибауток, поговорок. Большинство из них, как писатель поясняет в послесловии, действительно, народные. Благодаря им книга приобретает особый национальный колорит.
Автор подробно описывает обычаи деревенских таджиков, например, похороны и свадьбу. Приводит примеры легенд, в том числе почти утерянных, вроде легенд о подвигах таджиков в борьбе с красной армией в начале 20 века.
Название книги - “Заххок” - тоже восходит к легендам. Это имя отрицательного персонажа иранских сказок, тирана, у которого из плеч выросли змеи, которые пожирали человеческие мозги. На этого монстра похож главный антагонист книги, один из лидеров боевиков Зухуршо, бывший советский чиновник, ставший жестоким преступником после развала Союза. Как парадный мундир он часто таскал на плечах удава, украденного из столичного зоопарка, чем и напомнил одному из персонажей иранского легендарного монстра.
Все это превращает описание войны тридцатилетней давности в некий древний эпос с героями, чудовищами, магией (которой нет, это же не фентези, но почти все персонажи в нее верят и “ощущают”) и божественным провидением.

Сюжет
Сюжет
Становится известно об убийстве таджика, отца семейства. Чтобы избежать гонения, его русская жена и дети, дочь Зарина и сын Андрей, уезжают в кишлак Талхак в семью его брата и второй жены. В кишлаке им приходится узнавать местные обычаи и приспосабливаться к ним. В это время соседний кишлак захватывает их пастбище. Талхакцы собирают группу, которую возглавил бывший политработник Гиез и отправились к представителю новой власти Зухуршо, просить вернуть пастбище.
Гиез хвалится своим старым знакомством с Зухуршо. Зухуршо, действительно, знает Гиеза, но затаил на него старую обиду, поэтому публично его казнил (повесил). Пастбище, тем не менее, талхакцам вернул.
Выясняется, что Зухуршо прибыл в горные кишлаки по поручению неформального лидера повстанцев Сангака, чтобы на местных пастбищах выращивать мак для изготовления наркотиков. Его сопровождает Даврон, бывший советский офицер, ныне один из лидеров боевиков. Даврон - человек старой советской закалки, поэтому поддерживает в строю строгую дисциплину. Помимо него и его ребят с Зухуршо прибыли бандиты под предводительством Гурга. У бандитов с солдатами Даврона постоянно случаются конфликты.
Один из солдат Даврона-Зухуршо по имени Карим влюбляется в Зарину. Вторая жена покойного отца Зарины назло матери девочки дает согласие на сватовство Карима.
Мать Зарины и Андрея вместе с детьми пытается сбежать, но их перехватывает боевик по прозвищу Рембо. От насилия спасает подоспевший Даврон.
Некоторое время спустя Рембо грабя чужой дом убивает хозяев. За это Даврон хочет его расстрелять, но Зухуршо сам вызывается это сделать. После расстрела Рембо он начинает раздавать жителям Талхака муку. Зухуршо замечает, что Даврон неровно дышит к Зарине и сначала пытается его сосватать, а затем сам объявляет о своей женитьбе на ней. Андрей пытается помешать этому, его ловят. Зарина просит не трогать брата и за это соглашается на замужество с Зухуршо. Андрея в наказание отправляют в армию.
Спустя некоторое время Зухуршо и Даврон едут к криминальному авторитету просить поддержки в распространении наркотиков. По пути они узнают, что лидера повстанцев Сангака убили. Это значит, что Даврон теперь не связан обязательством перед Зухуршо. Даврон заставляет Зухуршо пообещать, что он не тронет Зарину и разведется с ней максимально быстро.
По возвращении Зухуршо творит зверства в местных селениях, публично пытая всех, кто действием или бездействием пытался помешать бандитам. Среди его приспешников зреет бунт - им не понравилось, что Зухуршо убил их товарища. Одна группа бандитов устроила бесчинства в отдаленном селении и Даврон с преданными солдатами поехал карать преступников.
В это время Зарина, не желая выходить замуж за Зухуршо, пытается себя сжечь. Ее чудом спасает Карим.
Карим принимает решение отомстить Зухуршо. Вскоре он отправляется вместе с его личной охраной осматривать будущие маковые поля. Там, воспользовавшись моментом, он убивает Зухуршо, отрезает ему голову и бежит в горы.
В это время Даврон вернулся из дальнего кишлака и узнал новость про Зарину. Обуреваемый желанием наказать Зухуршо, он летит на вертолете на маковые поля, где узнает о его смерти. Даврон отправляется на поиски Карима и быстро его находит. Вместе с конвоем отправляет его обратно в родной кишлак.
Когда Даврон вернулся в город, его пленили оставшиеся бандиты, но ночью его освободил Андрей.
В то же время жители Талхака решают отбиться от бандитов Зухуршо и устраивают его личной охране, которые конвоировали Карима, засаду и всех, включая Карима, убивают, устраивая обвал в горах.
Даврон захватывает в городе власть и устраивает военное положение.
В Талхаке один из бывших солдат берет власть в свои руки и, вероятно, устраивает новую диктатуру.
свернуть

Интересно
1. Построение сюжета через разнородных ненадежных рассказчиков
2. Обилие “народных” литературных элементов, вроде поговорок, загадок, сказок, стихов и т.д. создают атмосферу “народного эпоса”.
Плохо:
1. Большинство персонажей, которым уделяется более менее серьезный объем текста, либо положительны, либо строго отрицательны. Нет полутонов, из-за чего возникает определенная неправдоподобность. С другой стороны такая черта тоже делает произведение похожим на “народный эпос”, где герои также либо исключительно добры, либо исключительно злы.
2. Многие персонажи, которым уделялось много внимания, не получили должного развития. Некоторые рассказчики никак не двигают сюжет. Можно было бы “докрутить” того же Олега-журналиста, или “шейха”, или Джоруба, дядю полукровок.

Спасибо Jujelisa за совет во #флешмоб2019

Комментарии


Ты очень хорошего мнения об обложках "нетленок" :)