Больше рецензий

22 июля 2020 г. 21:54

159

4 Это не то, что вы подумали.

Если бы главный герой книги девятнадцатилетний Тимм не стал бы Тиллем Линдеманном, обсуждать тут, скорее всего было бы нечего. Вернер Линдеманн - не самый известный и популярный детский писатель в современной России, поэтому оценить масштаб его писательского таланта довольно сложно. По этой книге совершенно невозможно, но она - не литературный факт, а маркетинговый. Впрочем, Линдеманна-старшего оправдывает то, что книга была написана до появления Раммштайна и, возможно, была попыткой написать произведение о конфликте отцов и детей (что скорее всего) либо о молодом поколении (что вряд ли).
Это издание - чуть более двухсот страниц, напечатанных довольно крупным шрифтом обрывочных записей, которые сложно отнести к какому-то жанру. Это и не дневник - он не документален, не мемуары, но и не художественная проза. Слишком вольное изложение событий для дневника и слишком небрежный стиль для художественного текста. Первый тезис вполне подтверждается и интервью Тилля, включенным в книгу. Второй тезис может быть адресован, скорее, переводчику и редактору.
Итак, оставив за скобками Раммштайн, который к этой книге не имеет отношения, мы имеем довольно стандартный конфликт отцов и детей в социалистической на тот момент ГДР. Сын известного детского писателя, который по социалистическим же канонам должен был бы быть мажором, золотой молодежью, живет в деревне с отцом, занимается тяжелым трудом и ждет призыва в армию. Его жизнь довольно бесхитростна: музыка, девушки и работа. Он, скорее, замкнут, немногословен, и его внутренний мир надежно закрыт от отца. Отец занят своим творчеством, требует тишины, иногда занимается рукоприкладством, иногда читает нудные нотации, в целом исток их конфликта читатель может реконструировать только по отдельным эпизодам: отец занят собой, мать живет отдельно, у сына толком не было детства из-за того, что он семь дней в неделю занимался спортом, у него и молодости толком нет, потому что его отправили в деревню и перспектив у него тоже не так уж много - в лучшем случае это надежда на рабочую специальность в провинции.
Линдеманн-старший видит в нем бунтаря, противника системы, который часто заговаривает о том, чтобы сбежать из ГДР. Линдеманн-младший говорит о том, что это не более, чем литература.
Я бы сказала, что это книга не о Тиме, а о Вернере, который, пережив крах своего благополучия отчаянно цепляется за осколки прошлой жизни, одним из этих осколков является его сын Тимм.