Больше рецензий

16 июля 2020 г. 18:14

280

3

Я очень люблю детективы, но, по ходу, мое предпочтение все-таки - английский детектив.
Читая детективы про Мегрэ, в которых есть и описание работы французской уголовной полиции, и довольно интересные и запутанные преступления, и неоднозначные финалы, я все-таки скучала по шарму английского детектива. Французский какой-то более... поучительный что ли.
К тому же Сименон пишет о близком к нам времени, когда во всю уже ездят машины, везде неоновые вывески, это Париж 20 века, и описанное время - явно промежуток между Первой и Второй мировой войнами. Хотя сразу вспоминается Агата Кристи и ее персонажи - они же тоже в том же промежутке времени действуют, но они более старомодны что ли. Французы же более близки к своему времени.

В сборник вошло несколько повестей о Мегрэ:
"В подвалах отеля "Маджестик" - история об убийстве богатой американки в знаменитом отеле "Маджестик".
"Мегрэ у министра" - история политическая, о важном документе, который пропадает накануне выборов в Парламент.
"Признания Мегрэ" о запутанном деле о гибели одной барышни.
"Гнев Мегрэ" об убийстве хозяина нескольких стрип-клубов.
И "Мегрэ и виноторговец" о гибели богатого виноторговца.

Во всех пяти повестях нам показывают, что комиссар Жюль Мегрэ - это уже немолодой служитель закона, который работает на улице Офевр в Уголовной полиции. Его уважают как преступники, так и обычные жители города, поскольку у него есть своя репутация, причем довольно непогрешимая. У него есть особый метод допроса, во время которого он сперва "маринует" подозреваемого в ожидании с помощью своих подчиненных, а потом кормит бутербродами и угощает вином, пивом или коньяком на допросе. Эта игра в "хорошего-плохого полицейского" дает плоды. Кроме того считается, что Мегрэ - честный, так что если он берется за дело, то докопается до сути, он не пожимает "грязные" руки, неподкупен. И он дорожит своей репутацией и уважением людей к себе. Так что когда некий адвокат выставил его как взяточника, с которым можно договориться ("Гнев Мегрэ"), комиссар отказал этому адвокату в сочувствии, хотя и позволил тому покончить с собой до суда. Акт милосердия.

Надо сказать, что милосердие у Мегрэ довольно странное. Одно дело - пожалеть недотепу Жоссе, которого обвинили в убийстве жены, хотя он этого не совершал. И как ни старался Мегрэ докахать его невиновность, все равно Жоссэ обвинили и казнили, и лишь много позже выяснилось, что убийцей был апаш (читай, парижский гопник) - любовник жены Жоссэ. А вот совсем другое - некоего Пигу, который проработал пятнадцать лет в конторе, три года из которых потихоньку обворовывал своего начальника, забирая из кассы предприятия деньги со словами "я их заслужил, это мое вознаграждение, я так решил". И после того, как воровство было вскрыто и Пигу выгнали с работы, он убивает начальника со словами, что он мерзкая свинья. Мегрэ Пигу жалеет. А мне вот противен этот персонаж. Он мерзкий уже потому, что сперва сам пятнадцать лет зачем-то работал на человека, который его бесил, лебезил перед ним, зачем-то жил с женщиной, которая его ни в грош не ставила, лебезил перед ней, при этом он позволил себе нагло красть и заявить, что, мол, у начальника все равно денег много, что с того, что он каждый месяц брал по 50-100 франков и по 500 на Рождество. Но ведь крал он не у начальника, а у таких же сотрудников - он же брал из общей кассы. Так что ничего удивительного, что когда другой бухгалтер обнаружил растрату, он донес на Пигу. Начальник мог его засадить в тюрьму, но просто надавал пощечин и выставил за дверь. А Пигу взъерепенился и надумал отомстить: сперва он его снова обокрал, воспользовавшись ключом от сейфа, а потом выследил и застрелил. И после этого он бедный-несчастный? Да нифига. Он моральный урод, который считает, что может оправдать свой поступок словами о том, что у начальника было много денег, но с Пигу он не делился. А у меня вопрос: с какой, собственно, стати он обязан просто так давать тебе деньги, если твоя работа - ничего незначащие счета в старом офисе, который давно пора было закрыть, поскольку вместо него есть другой, новейший, но виноторговец почему-то этого не сделал? А про личную жизнь и его связи с женщинами - ну так тебя же он на столе не раскладывал, а все опрошенные барышни сами с удовольствием к нему прыгали в постель с молчаливого попустительства его жены. Так в чем дело? Что же Пигу возмущается? Что его несправедливо выгнали и не позволили дальше красть по мелочи?

Из пяти историй о Мегрэ мне скорее понравилась про отель "Маджестик", потому что она ближе к английской традиции (убийство в замкнутом пространстве), и про министра, где министр и Мегрэ сравниваются между собой как одного поля ягоды. А вот остальные - нет. Они скорее про маленького человека и психологию, чем про детектив. И по сути близки к русской литературе, к тому типу классики, которая рассказывает о петербургском дне. А я такие книги не люблю.

Собери их всех