Больше рецензий

15 июля 2020 г. 16:52

696

4

Для начала хочется сказать, что до этой книги я прочитала более десятка книг о воспитании, поэтому я точно могу сказать, что все самые главные положения в данной книге есть, и 90% мне уже из них были известны.

Для кого эта книга? Для тех, кому не близко старое традиционное русское воспитание. Все эти "привыкнет к рукам", "мальчики не плачут" (что равняется "не имеют право на чувства"), "ребёнок должен", я не говорю уж о телесных наказаниях и навешивания ярлыков "лодырь", "неряха", "неумеха" и т.д. и т.п. Для тех, кто хочет выйти из порочного круга передачи своих детских комплексов дальше.

Могу выделить главные тезисы, на которые автор делает наиболее сильный акцент:
- быть уверенным в себе, позитивным, заинтересованным родителем, который слушает и пытается понять ребёнка, разобраться в его чувствах;
- поощрять позитивные эмоции и пресекать негативные, но не агрессивным образом, конечно. Для малышей - переключением внимания, а для тех, кто постарше, попыткой разобраться, что вызвало негативные эмоции и как это исправить;
- ребёнок - это отдельная личность, а не подневольная родительская игрушка, из которой родитель имеет право лепить второго себя, ребёнка нужно уважать, считаться с его желаниями и чувствами;
- не позволять ребёнку жить страхами. Никаких бабаек, никаких запугиваний уколами, не развивать страх идти домой из школы с двойкой и т.д. и т.п.
- ребёнок - не взрослый. Он видит мир, мыслит совершенно по-другому. Не понимает наших видений разных ситуаций, нет смысла выливать на него наши "житейские мудрости"
- ну и любимый курпатовский пункт - экраны делают из детей (да и просто людей) зомби. Возможно, доктор немного одержим этой идеей, но всё же зерно истины здесь есть. Очень многие психологи, педагоги настаивают на том, что развитие мозга, чувств и речи происходит в полной мере только тогда, когда рецепторы получают наиболее насыщенную гамму ощущений из самых разных источников. А в раннем развитии именно тактильные возбудители главным образом оказывают сильное влияние на развитие мозга.

И конечно же, нельзя не рассказать про те 10%, которые оказались для меня новыми. Это про наказание. Или, говоря курпатовским языком, - "шантаж счастьем". Эта глава у меня моментально вызвала в памяти моменты, когда наша шестилетняя дочь, зная, что она лишается чего-то за провинность, произносила такую фразу "Но я же хочу быть весёлой девочкой! А теперь я не могу :( " Почему родитель должен решать, может быть счастлив ребёнок или нет, почему он управляет его счастьем? Решением является заранее совершённая договорённость. То есть не "если будешь плохо себя вести или что-то не сделаешь, я тебя накажу", а "сделаешь - будет награда, не сделаешь - что ж в другой раз постараешься и у тебя получится". Правда, у многих стандартной наградой является просмотр мультфильмов или игра на компьютере, что даже не только по мнению Курпатова, но и других психологов, нехорошо. И вот тут приходит родительский ступор. Ребёнок плохо себя вёл, значит он по идее не может праздно восседать за компом. Если не дашь - это будет наказание и, конечно, он расстроится и лишится кусочка своего счастья. Если дашь, то как же он поймёт, что провинился? Ответа и практического совета на это не было.

На этой ноте можно огласить минусы книги.
1. Уже отмеченная в негативных отзывах плохая структура текста. Ты можешь быть хорошим психотерапевтом, но при этом не быть хорошим писателем. Это нормально. Но тогда стоит найти очень талантливого редактора, чтобы книга не выглядела, как разрозненные куски мыслей своих и чужих в качестве примеров. Часто сосредоточиться и понять читаемое трудно, мысли автора будто вечно передёргиваются и перескакивают.
2. Конечно, легко читать то, в чём ты уже разобрался. Но зачастую кажется, будто глава обрывается на открытом финале. Хочется каких-то выводов. Не обязательно чёткое руководство к действию, но хотя бы подведения кратких итогов. Возможно, предполагается, что ты можешь найти автора в соц. сетях и спросить то, что тебя особо волнует. Но это подойдёт далеко не каждому.

А сама я в итоге хочу сказать, что книги по воспитанию - это как похудение. Каждый хочет найти какой-то готовый рецепт, набор правил, которые сделают из него идеального родителя. Так же как похудяшки ищут волшебное средство, чтобы особо не напрягаясь добиться желаемого. Но ведь так не бывает. Столько разных факторов и нюансов. Ситуаций может быть море, невозможно подобрать чёткое правило и инструкцию для каждого случая. Ведь мы ищем не инструкцию для электрочайника. Иногда полезно просто почитать размышления психологов, подумать головой, сделать свои выводы, как надо делать и как не надо. А за практическими советами надо пойти к врачу. Иначе получится то же самое, что спрашивать о своём недуге у гугла и там же найти от него лекарства.

Я не стала снижать оценку книге, потому что "я оттуда уже много знаю" и из-за того, что я не нашла "практические советы". Зато снизила за некоторую сумбурность подачи материала.

Полезна ли книга? Да.
Удобоваримая ли она? Нет.

Для любителей "практики" я бы скорей посоветовала «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума» Найджел Латта
А в более хорошей повествовательной форме почти всё то же самое можно прочитать в «Баловать нельзя контролировать. Как воспитать счастливого ребенка» Робин Берман
Основные положения воспитания также кратко изложены у отечественного психолога Ларисы Сурковой