Больше рецензий

26 марта 2012 г. 18:32

4K

5

За что я с детства так люблю истории про Муми-троллей? Раньше никогда не задумывалась, а теперь, перечитав все повести полностью в правильной хронологии, поняла. Это же настоящая энциклопедия литературных жанров и стилей, все истории такие разные, каждый найдёт что-то по вкусу: не понравилась одна, так понравится другая. Да и вообще, как можно не любить этих пухлых бегемотиков? Присмотритесь. Внимательно присмотритесь к картинкам. Всё ещё не любите? Сердца у вас нет.

Маленькие тролли и большое наводнение.
Это же самый настоящий космогонический миф! Прообразы первых существ, вода, как символ первичной материи и жизни, откуда рождается всё живое. Огромный змей, таинственные помощники, который приходят из ниоткуда и исчезают в никуда, поиски чего-то важного, преодоление препятствий… Самый настоящий миф. Черты главных героев здесь ещё только намечаются: любознательный пассионарный (по-простому – с шилом в одном месте) главный герой; мать, которая, наверное, даже Мать, потому что она воплощает в себя только лучшие черты женщины и матери. Как же я всё-таки завидую Муми-троллю в том, что она его полностью понимает и принимает.

Комета прилетает. Вряд ли существует подобный жанр, как таковой, но всё же: предапокалиптический психологизм. Запутанно? Ну, если попроще, то экзистенциализм с приключениями, экзистенция человека (или муми-тролля) проявляется именно в такие моменты, когда грядёт огромная беспросветная ж… комета. Приключения здесь потрясающе символичны: пещера подсознания, как символ спасения, поход к мудрецам за помощью, которые, само собой, оказались бесполезны, так как бессмысленно искать мудрость извне, неожиданный пир и танцы посреди чумы, весёлое эпикурейство, а что грустить, если мы все всё равно умрём? На типичные экзистенции жителей долины тоже любопытно посмотреть: занудный педант Снорк, женственная его сестра, сумасшедший увлечённый Хемуль, хиппи и трикстер Снусмумрик, до неприятности мелочный и мелкий во всём Снифф (да, признаюсь, я с трудом его переношу с детства), ворчливый бездельник-философ Выхухоль. Именно в той повести мне очень не хватfло перевода моего детства, где был такой волшебный «грот», а не прозаичная «пещера», а странное животное «Выхухоль» был не менее странным «Ондатром».

Шляпа волшебника. Фэнтези чистой воды. Магия, волшебные превращения, исполнение желаний, пиры на весь мир, сокровища, полёты на Луну, всё-всё-всё такое необычное. Очень сильно задела меня сцена с превращением Муми-тролля в непонятного зверя: все остальные настолько грубо ни с чего начинают на него наезжать, что росто диву даёшься.

Мемуары Муми-папы.
Здесь не только проявляется дневниковый жанр, но и рисуется замечательный приключенческий роман. Новые земли, странные существа, чудное средство передвижения, механик-изобретатель, приключения, приключения, приключения без конца, ни минуты покоя. От розыгрыша короля я просо пришла в экстаз, какой он умнющий тип: устроить тайники в тех местах и с такими призами, которые понравятся именно тому типу личностей, которые будут в них искать.

Опасное лето. Постапокалипсис плюс старая притча, что весь наш мир – театр. Действие очень насыщенное, количество персонажей всё увеличивается, линии повествования расходятся… А ещё появляется эмо-Миса о___О

Волшебная зима. Самая любимая моя атмосферная история. Это ж мистика, ужасы, настоящий крипач с элементами саспенса. Серо-белый морозный мир, одиночество, уныние, всё вокруг непривычно, да ещё Морры и Ледяные Королевы кругом рыщут. Был ли это Тот Самый бельчонок в конце? Ох, не знаю, криогенные технологии так просто не работают…

Дитя-невидимка. Психологические рассказы, в которых раскрываются характеры второстепенных героев, не так ярко показанных в основном цикле повестей.

Папа и море. Жуткая история, которую я в детстве не читала. Робинзонада на пустынном острове, которая перерастает в семейную драму (слава богу, что заканчивается драма всё же хорошо). У меня волосы на голове шевелились, когда я читала про эти пустынные каменистые берега без ракушек и земли, про шевелящиеся корни деревьев, сквозь которые не пролезть, про почти сумасшествие отца, которому в таком месте мёдом намазано…

В конце ноября. Напоследок немного постмодерна с постоянно меняющимся рассказчиком, опять же из числа не самых главных героев. Признаться, хорошо, что последние две части я не читала в детстве, уж больно они стали тяжёлые и взрослые.

Минусы и плюсы конкретного издания. Корректура – точно минус, потому что ошибок и опечаток очень много. Оформление, пожалуй, плюс, иллюстрации не потерялись. А вот перевод вроде и неплохой, но не родной любимый с детства, нет в нём какой-то изюминки… А, может, это во мне говорит ностальгическое «во времена моего детства трава была зеленее, люди добрее, а переводы лучше».

А у вас какая любимая история про Муми-троллей?

Ветка комментариев


Как в воду глядела!