Больше рецензий

13 июля 2020 г. 10:32

2K

5

«Известности не может тот дождаться
Кто нежиться привык в пуховиках
И на постели шелком прикрываться.
Без трудности нет славы и в веках;
Без подвигов исчезнешь ты бесследно,
Как пена волн, как ветер в небесах».


Очень часто, взирая на то или иное произведение искусства, мы не задумываемся о том, как и при каких обстоятельствах оно было сотворено; не вспоминаем создателя, не размышляем о причинах, побудивших изобразить это именно таким способом, не вспоминаем, при каких исторических моментах оно было сделано. А ведь именно эти подробности и создают целостность произведения, открывают нам его с другой стороны, той, где существует не только красивая картинка или безупречная скульптура, а той, где есть история не только изображенного, но и история творческого свершения.
Наверно, после этого романа начинаешь смотреть по-другому на работы Микеланджело. Понимаешь их суть, знаешь, как и при каких обстоятельствах оно появилось, восхищаешься тем, чем восхищались раннее. Произведения искусства становятся не только эстетически красивыми и приятными глазу; они становятся чем-то большим и более понятным.
Это очень интересный роман. Тот, который не отпускает тебя ни на минуту, заставляя вновь и вновь переживать все муки и радости главного героя – Микеланджело Буонаротти, гениального скульптура эпохи Возрождения, и не менее гениального живописца, хотя, от последнего титула он бы с радостью отказался.
Не случайно Ирвинг Стоун в названии написал сначала слово «муки», ибо жизнь Микеланджело была не очень радостна, несмотря на всеобщее признание и знаменитость. Но все невзгоды жизни- постоянные материальные трудности, отсутствие помощников, непонимание со стороны семьи, постоянные упреки в бездейственности, Микеланджело проносил сквозь время с высоко поднятой головой, пребывая в счастье в собственном мире мрамора, во всепоглощающей неустанной работе, в одиночестве и боли.

«Творить самое лучшее, самое совершенное из возможного – это было в существе его натуры, в крови; ему постоянно хотелось превзойти границы своего умения и способностей, ибо он тогда лишь был удовлетворен своей работой, когда создавал нечто свежее, не похожее на то, что было раньше и что осязаемо расширяло само понятие искусства. Если дело касалось достоинств работы, он никогда не шел ни на какие уступки – предельная добросовестность как человека и как художника была той скалой, на которой зиждилась его жизнь. лишь пошатни он эту скалу, прояви безразличие, не заставь себя трудиться так, чтобы падать с ног от изнеможения, поступись своим неистовым рвением – что тогда осталось бы от него самого?».

Он был счастлив потому, что нашел то дело, которое заставляло его забывать обо всем на свете, сосредотачиваясь только на работе. Удивительно, как увлеченные люди могут работать по несколько часов в день, выпадая из реального мира, воспринимая только то, что они делают.
Естественно, никто не понимал юного гения, осуждая каждое его принятое решение. Художник для городского обывателя 15 века был попросту рабочий; творить что-то руками казалось непристойным для людей знатного рода:

«Неужели ты думаешь, что я позволю тебе погубить свою жизнь и стать художником? Опозорить наш род? Ведь за триста лет еще ни один Буонарроти не докатился до того, чтобы зарабатывать хлеб собственными руками».

Его первый учитель, Доминико Гирландайо, не принимал микеланджеловское изображение нагих людей, говоря о непристойности и непрофессионализме такого подхода. Тем не менее, Микеанджело слепо шел к своей смутной цели, понимая только то, что он должен творить и создавать.
Он боготворил мрамор, говоря о том, что внутри каждой глыбы уже есть скульптура; необходимо только достать его. Он не предавал большого значения своему таланту, отдавая себя целиком власти работы.
Нельзя не сказать пару слов о его дружбе с Лоренцо Великолепным, о его работе в садах Медичи. Там, в тени деревьев и в окружении произведений искусств, наш юный гений обрел ту почву под ногами, ту защиту и уверенность в своем творчестве, которая, возможно, помогала справится с трудностями, стоящими впоследствии на его пути.
Интересно, безумно интересно прослеживать весь творческий путь какого-либо художника, скульптора, писателя. После прочтения вряд ли посмотришь на «Оплакивание» такими глазами, какими ты смотрел до знакомства с биографией создателя. Это открывает тебе новый мир интерпретаций и раздумий, ты невольно начинаешь вспоминать все те детали, о которых ты читал. Мир искусства открывается с новой стороны.

картинка AlexandraZ