Больше рецензий

13 июля 2020 г. 01:18

633

5 Дьявол в мелочах. Бог в мелочах

Бывает такое, что начинаешь книгу - а она вся соткана из эмоций, вкусов и запахов. Книга-калейдоскоп. Крутишь ее, а она выдает тебе что-то новенькое с каждым поворотом.

Открываешь книгу - сразу чувствуешь ароматы. Карри, пыль, тина, рыба, испражнения, металлические поручни, китайский пластик детских часов, пот и соль.
Смотришь на мир автора через злые красные очки - взгляд выхватывает тысячи мелких деталей - черепица, сендвичи с помидорами, спелые бананы и лопающиеся манго, красный атлас и латунные ручки.

Я подступалась к роману долго. Когда роман взахлеб хвалит Галина Юзефович и Анастасия Завозова, ты с горящими глазами бежишь его покупать, а потом боишься, что ничего не поймешь.

Чего я ожидала:
- яркую, драматичную Индию
- невероятной силы и сложности семейную сагу
- что мое сердечко разорвется, а мозг сломается, а жизнь никогда не будет прежней

Что я получила:
- пищу для долгих, мучительных размышлений о природе людей
- поломанное сердечко и раненную душу
- совершенно трагическую историю индийской семьи без танцев и ярких плясок

О чем книга?
Мы погружаемся в перепетии отношений в зажиточной индийской семье. В маленьком городке их уважают. Дед - зажиточный индиец - в свое время втерся в доверие английским колонизаторам, он неуравновешенный и жестокий. В какой-то мере спертую злость за свое пресмыкающееся служение англичанам он срывал на своей жене.
Его дочь Амму сбегает из-под тирании отца, выходит замуж и рожает близнецов. Однояйцевые близнецы оказываются даже ближе друг к другу - они сиамские. Только срослись у них не ноги или руки, а душа. Душа у них одна на двоих.

Эти дети - они и шестренки, заставляющие двигаться эту историю, и жернова, перемоловшие судьбы всех героев.

Роман начинается с трагедии - мы знаем, кто умер, но не знаем как и почему. И узнаем, что к этому привело и как было дальше - в конце.
Но с самой первой страницы мы по каплям, по слогам собираем причины в горсти - все связано, все причастно.
Я даже сейчас не могу сказать точно, с чего все началось. С рождения близнецов? С разделения души? С кино? Или задолго до того - с вазы или сапог?
Потому что, если повернуть еще на шаг - картинка сверкает уже другими цветами, а хрусталики собрались в другую форму.

Для меня роман - прямая ассоциация с картинами Коорта (помните в Щегле?) - фрукт спелый настолько, что вот она - черная крохотная точка гниения. Уже слышишь приторный терпкий запах разложения.
И каждая мелочь - каждая кроха - несется на сверхзвуковой скорости к умиранию, сохраняя строем общую картину романа.

Кому могу советовать? Если не боитесь боли в книгах, если готовы терпеть разрыв сердца ради языка, истории и многочасовых дальнейших размышлений - попробуйте. Оно того стоит