Больше рецензий

12 июля 2020 г. 17:59

420

5

Когда-то давно в Мексике жил журналист и писатель из Колумбии Гарсиа Маркес. У него была жена, дети, пара плохо воспринятых читателями книг, старенький "Опель" и работа, приносившая немного денег. Не то, чтобы это была жизненная ситуация, в которой люди обычно рискуют, но однажды Маркес уволился, заложил автомобиль и, пока его жена упрашивала лавочников отпустить продукты в долг, в течение года писал роман, идея которого показалась автору гениальной. Так оно, в общем-то, и было, так что спустя несколько месяцев после того, как семье пришлось заложить фен, чтобы заплатить за возможность отослать рукопись в издательство, Маркес уже был знаменитостью. Впоследствии он получил Нобелевскую премию, а роман вошел во всевозможные списки лучших книг всех времен.
"Сто лет одиночества" - это хроника событий, происходящих с семьей Буэндиа на протяжении аж семи поколений. Начинается эпос с того, как основатели рода Урсула Игуаран и Хосе Аркадио Буэндиа, являющиеся, кстати, двоюродными сестрой и братом, в результате конфликта покидают родное поселение и, после скитания по джунглям с соплеменниками, закладывают новое - город Макондо. Впоследствии у них рождаются Амаранта, Аурелиано и еще один Хосе Аркадио, у тех - Аркадио, Аурелиано Хосе и семнадцать человек, каждый из которых получает имя Аурелиано, дальше Хосе Аркадио Второй и Аурелиано Второй, и так далее, снова и снова повторяя одни и те же имена и одни и те же характеры. Но помимо имен объединяет всех этих людей главное - безграничное одиночество.
Это очень красивый роман. Жизнь семьи сплетается с историей Южной Америки в целом: атака британского флота заставляет предков Буэндиа покинуть дом и дать первый толчок всей этой нескончаемой карусели, один из многочисленных Аурелиано становится полковником и сражается в гражданской войне между либералами и консерваторами, в результате резни, напоминающей "Банановую бойню" 1928 года, сходит с ума очередной Хосе Аркадио. Более того, даже жанра, в котором написано "Сто лет одиночества" до Маркеса не было: жанр называется магическим реализмом и заключается в том, что реальность сплетается с фантастикой органично и скромно, будто бы ничего удивительного нет в том, что струйка крови, вытекающая из уха мертвого Хосе Аркадио, пересекает весь город и направляется в спальню его матери, или что призрак убитого другим Хосе Аркадио соперника является тому в поисках покоя. Подобные события происходят нечасто, но подаются прямо и задают атмосферу всему произведению.
А еще здесь очень мощный язык. Я не знаю, как Маркесу это удается, но он пишет так, что ты испытываешь какую-то животную тоску, пока читаешь книгу. Наверное, дело в отчужденности его строк, в их прямоте, но возникает чувство, будто... Я сейчас попытался описать, но, кажется, для этого нужно быть Маркесом.
В общем, 22 Аурелиано из 22.

Рецензия в моем телеграме