Больше рецензий

homo_proletarian

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 июля 2020 г. 01:48

174

5 Самый сильный человек-тот,кто стоит одиноко.

Я думаю, что в книге, как и в самом Штирнере есть этот отчаянный крик разочарования, выражающийся в противоречии содержания книги, где существуют и противоборствуют две противоположные полярности: Эгоист-озлобленный на мир Штирнер, который в душе своей-альтруист, отчаявшийся альтруист, который видя то, что другие люди не то что не хотят примерять на себя роль эгоиста, так вообще не эгоистичны, не альтруистичны, а просто подчинены этим обстоятельствам, этим идолам и призракам, которые они сами себе создали. Они сами создали себе христианского бога, приняли его рабскую мораль подчинения в своей греховности, после сами придумали ещё одного бога в другом обличии-государство. Штирнер-эгоист,отчаянно кричит и умоляет людей очнутся и сбросить оковы, в которые они сами себя вогнали.-Люди не понимают.Что же делать и думать в такой ситуации?-Лишь с горечью отчаяния в человеке, обозлиться на него и уйти в эскапизм, отрицая всякую мельчайшую связь с этим миром. Если человек не желает воевать против идолов, я сам себе создам идола против всех и начну войну против их идолов и человека… Если эти люди не хотят взять в свои руки то, что принадлежит им по праву, у тех кто это у них забрал,-то я заберу всё, как у рабов, так и у рабовладельцев. Я сам стану новой силой-новым рабовладельцем и в силу своей обиды буду мстить всем, как тем, кто желает быть рабом, а был рождён свободны. Так и рабовладельцам, которые и того хуже первых, эксплуатируя их в чудовищных масштабах. Тут интересный феномен, что и рабы, и рабовладельцы, как я думаю, в общем концепте-рабы своего существа, рабы общего призрака, которому подчиняются. Рабы-рабочие подчиняются своему якобы изначальному положению бытия рабами, рабовладельцы же рабы своего рабовладельческого существования, которое кажется мне, ещё более мерзкое и постыдное. Они не рабы своего богатства, а рабы своих рабов и положения быть собой богатым.
Единственный восстаёт против их всех. Это произведение скорее-критика человеческой природы, где человек всегда по своей воле становится заложником какой-либо идеи, начинает ей поклоняться и бояться её. Если в случае религии, то он создаёт себе бога,которого потом почитает и страшиться, считая себя недостойным своего существования грешником. После он создаёт себе бога-государство, сам садит короля-тирана на трон, загоняет себя в кабалу капитализма, становясь винтиком его-рабочим. Что же делать немногим свободно мыслящим интеллектуалам? –Обозлиться на всех и каждого. “В понятие человек я вкладывал слишком много смысла”-говорит он,-“а оно в действительности проявляет лишь один тип поведения-подчиняется.” “Значит это и есть человек”- размышляет Единственный. “Тогда я-не человек”, ”Я есть просто Я,-ничему и никому не подчиняюсь.”. “Если всё человечество лишь какая-та масса или субстанция чистого подчинения, Я не хочу быть частью этой массы всеобщего подчинения несуществующему, созданному .Я-единственный НЕПОДЧИНЯЮЩИЙСЯ, Я-Правитель массы подчиненных призракам. Пусть призраки будут править над человеком, а я буду править и над призраки, и над людьми”-Я считаю, думает Штирнер, не находя в себе сил на борьбу, просто сдавшись, издав отчаянный вопль, выразившийся в его труде “Единственный и его собственность.”

Комментарии


Страшнейшая ошибка и человеческая трагедия Штирнера - в азарте справедливой критики капитализма и его рабовладельческой сущности - впадать в прелесть гордыни и восставать против Бога. Такое восстание против Бога не только не помогает борьбе против капитализма, но опосредованно его даже усиливает.