Больше рецензий

10 июля 2020 г. 21:03

530

4 Девочка ищет отца

Сначала привлекло название книги: если уж проводить отпуск без моря, то хотя бы о нем почитать. И корабельная тема — отдельный интерес для человека, знакомого с ней только по «Детям капитана Гранта» и «Мореплаваниям Солнышкина». А ещё заинтересовала история создания романа, из блога автора.

На первых же страницах — находка. Я как раз читала о таком феномене, как «жизнестойкие дети»: выросшие в крайне неблагополучных условиях, столкнувшись с нищетой, преступностью, побоями, унижениями, они выходят из всех испытаний почти невредимыми и становятся уважаемыми членами общества. Исследования показывают, что в популяции присутствует 10–20% таких людей, чувствующих себя уверенно перед лицом агрессивной среды. Вообще-то это внушает оптимизм.

И вот передо мной книга именно о таком человеке! И если упомянутые исследования проходили в США, то Катя, оставшаяся в детстве сиротой, вынуждена выживать сначала в СССР конца 80-х, потом — в чужой стране, а вслед за этим — в постперестроечной России, которая кажется ей еще более экзотической и нереальной, чем Африка. По-настоящему крутые виражи — и по-настоящему твёрдый характер.

Роман написан от первого лица, это всегда вызов для автора — читатель и без того норовит «объединить» его с героем в своём восприятии. Но в данном случае этот смелый приём прекрасно работает, поскольку оправдан характером ГГ — именно такая девушка будет открыто и без обиняков рассказывать свою историю. Она может приспосабливаться и лукавить, чтобы выжить, но не врет сама себе.

Вот она, Катя, в начале романа:

«А я всю жизнь себя в обороне чувствую».
«Не терплю слово «полезно»!»

А вот через почти 10 лет:

«немолодые мужчины, с которыми я повстречалась на жизненном пути, – и старпом на сухогрузе, и мой негритянский муж Нганг – более не были для меня загадкой. Все они пытались продлить свою молодость за счет моей».
«я научилась слышать – слышать дыхание чувств, стоящих за словами. Слова бывают так беспомощны!»

При этом у Кати своя ахиллесова пята: бабушка перед смертью поведала, что где-то есть её настоящий отец, и девушка упорно его ищет. И вовсе не выживание, а светлая наивная детская мечта о добром папе ведёт её по жизни. В погоне за ней Катя даже с собственной свадьбы сбегает — найти отца важнее.

Эта идея фикс не даёт ей выстраивать нормальные отношения с мужчинами: не получив отцовской любви, она невольно ожидает её от своих женихов и мужей. И без конца проигрывает нереализованную роль девочки, которой так нужна отцовская забота. А сама, кажется, не способна любить — с её стороны это или благодарность, или жалость.

В романе много запоминающихся моментов: это и узнаваемые реалии 80-х, от меню в столовой до страшно дефицитной магнитофонной пленки, и дружба с женщиной — ментальным инвалидом, и чудесный Катин сын, продолжающий на новой родине общаться с африканскими богами. Но сочувствие, вопреки голосу разума, вызвала именно та маленькая девочка внутри сильной женщины, которая всё ищет и ищет то, что ей кажется настоящим.

Комментарии


Татьяна, спасибо за такое внимательное прочтение и глубокое понимание романа. Кстати, для меня это была первая попытка написать книгу от первого лица, и это несло незнакомые трудности, как показывать события там, где герой отсутствует. Но зато легче оказалось показать внутренний мир девушки!


Мне кажется, писать от первого лица гораздо более сложно, это задача на сопротивление — автор сливается с персонажем, причём не только в читательском восприятии. Как тут самому не потерять возможность дистанцироваться и оставаться «над схваткой»!