Больше рецензий

10 июля 2020 г. 12:25

223

5 "Жизнь - театр", - Шекспир сказал, - "И все мы в нем актёры"....

Человек предполагает, а Бог располагает - именно так можно охарактеризовать роман Дарьи Плещеевой "Аэроплан для победителя", ведь жизнь главного героя случайным образом меняется до неузнаваемости... Сразу вспоминается и Булгаков со своим "Никогда и ничего не просите, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут", ведь именно так и случилось с рижским Аяксом... Но обо всем - по порядку.
Итак, театральная труппа отправляется на гастроли в предвоенную Ригу, где стремительно развивается авиация, а Лидия Зверева работает над созданием новой конструкции аэроплана - разведчика, за разработками которого ведёт охоту австро - венгерская разведка. На первый взгляд, возможно, театрально - шпионо - авиационная атмосфера покажется немного диссонансной, но никакого диссонанса при "погружении" не наблюдается, наоборот, сюжет кажется стройным и гармоничным, а атмосфера - удивительно монолитной. Служители Мельпомены берутся за постановку "Прекрасной Елены", эдакого злободневного спектакля, стилизованного à la Древняя Греция, да только штат нуждается в двух антиподах, двух Аяксах, которым суждено сыграть в расследовании главную, а не третьесортную роль...
Оба они - знатоки следственного дела, лишь один из них - действующий контрразведчик, а второй - наложивший на себя за былые прегрешенья епитимью в виде ухода из полиции бывший сыщик, безуспешно ищущий свое место в жизни, совмещающий подмостки и служение Бахусу... Поиски преступника сопровождаются внутренними терзаниями Лабрюйера, превозмогающего себя и раскрывающегося как личность, которой любимая работа, истинное дело его жизни позволяет победить депрессию, безответную любовь и пристрастие к алкоголю, это книга о сильном человеке, вынужденном играть по жизни чужую роль... Впрочем, не только лишь Аякс раскрывается здесь как личность - театральная среда является эдаким средоточием неординарных, глубоких или низменных людей, у каждого из которых не только свой удивительный внутренний мир, но и уникальный внутренний ад. "Лиловая" Танюша, бредящая авиацией, её взаимоотношения с матерью, её новоявленный спутник жизни, сбежавший от родителей ради подмостков, Генриетта Полидоро и её забавный супруг - директор гимназии, незаурядная личность Стрельского, влияние генетики на актёрское мастерство и тысячи мелких склок, неурядиц, личных счетов, скрывающихся под личиной дружного актёрского коллектива - все это увлекает, манит читателя в силки цикла о двух Аяксов и дает возможность насладиться непередаваемым театральным колоритом. Стоит отметить и рижский колорит - нечто непривычное на фоне "стандартного" ретро, где действие происходит в столицах, что также придаёт роману особый шарм.
Циклу о двух Аяксах - быть!