Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

9 июля 2020 г. 16:02

4K

4.5 «Выбор Альбера».

Как известно, мир – это война, а свобода – это рабство.

…Крайне сумбурная книга вышла у замечательного Альбера Камю. То ли он спешил, то ли очень волновался – но получилось неровно, с неожиданно яркими всплесками, скучными деталями и хаотичным развитием персонажа. Не возьмусь судить, но мне показалось, что именно «Падение» – самая личная вещь у Камю, а привычные экзистенциальные метания в ней соседствуют с полуосознанными переживаниями писателя времен Второй мировой и Сопротивления. Притом, что главный герой – явный его антипод. 4mqfmu6r-r.jpg А теперь вспомните: случалось ли вам нарваться на человека, который, воспользовавшись вашей нерасторопностью в общественном месте, решил испытать ваше терпение и «присесть» вам на уши? Возможно, вы хотели покушать или выпить в одиночестве, но ваше уединение нарушил другой посетитель, назойливый, пожелавший именно вам рассказать о своей нелегкой жизни. Зачем? А почему некоторые любят рассказывать о себе посторонним? Сколько в этом желании – от самолюбования? Или, может, от страха за «правильность» своей жизни? Желание насильно вырвать у постороннего его мнение?..

Назойливым человеком (и главным героем) в книге оказывается уже вышедший в тираж, а ранее адвокат, Жан. В любимом баре он навязывается случайному человеку и начинает, так сказать, «публичное покаяние». Честно признаюсь: не понимаю того, кто согласился его слушать столько часов. Я, право, убежала бы от героя уже после пролога к его рассказу. Но оставшийся вне текста слушатель обладал уникальным терпением, прямо-таки нечеловеческим, оттого и может уважаемый читатель узнать всю историю Жана от начала до конца.

Стоит тут остановиться и сказать: именно в «Падении» легко заметить, как сильно на Камю повлиял Достоевский. Эта книга… даже слишком от Достоевского. Так, Камю взялся развивать идеи «Братьев Карамазовых», а своего главного героя так и вовсе наделил чертами Великого Инквизитора (кстати, Камю в молодости играл Ивана Карамазова на сцене, и я бы многое отдала, чтобы на это посмотреть). Особенно остро стоит вопрос Бога и христианства, которое неправильно Его трактует и, хуже того, не умеет донести до человечества высшие идеалы. Конечно, сложно устроенный Камю, столько посмотревший в своей жизни, не мог не быть в конфликте с образом Бога на земле. Тут же присутствует идея Достоевского о том, что «все виноваты, всем нужно каяться». Но у Камю она приобретает гротескные формы, ибо высказывает ее намеренно приниженный Великий Инквизитор.

Жан – человек странный и вместе с тем банальный. Живет он смутно, веря лишь в собственные удовольствия. Все остальное – словно в тумане. Самое яркое его воспоминание – о том, как он хотел пойти в Сопротивление, но струсил; в итоге все равно, по случайности, попал в фашистский лагерь и чуть не умер в нем от жажды. В лагере разочарованный в современном христианстве товарищ предложил избрать его новым Папой (вместо помирившегося с фашистами римского Папы), дабы было кому отпускать грехи пред лицом смерти. Жану эта жутковатая роль выбранного слуги Бога понравилась. Впервые он почувствовал власть над людьми. Ему пришлось по душе выслушивать исповеди. Отпуская грехи, не имея на то права, он уже поставил себя выше всех остальных. Увы, но война и лагерь выбирают самых худших. lrl7jqbm-r.jpg Но война и лагерь – не нормальная жизнь. Вне лагеря Жан лишился незаконного права отпускать грехи и тем самым возноситься. В обычной жизни Жан обратился в этакого Мармеладова из «Преступления и наказания». Обнаружив огромнейшее тщеславие, он полюбил каяться. Ему нравится грешить. О своих ничтожных грехах он говорит с невероятным удовольствием. Кажется, что грешит он именно за тем, чтобы потом бить себя в грудь и выть: «Ах, какой же я нечестивый грешник, сколько же мерзостей я натворил!» И как же тут без вскидывания глаз к потолку в поисках Бога? Так Мармеладов рассказывал Раскольникову, как его дочь Соня получила «желтый» билет, а жена Катерина чуть не сошла с ума.

Стоит ли говорить, что в «покаяниях» Жана нет ни капли искренности? Ему приятна сама поза раскаявшегося. Постенав в свое удовольствие, он с еще большим наслаждением («я же чистенький теперь!») бросается в лоно порока.

И было бы это не так страшно, откажись главный герой от лавров духовного учителя. Мармеладов – это, конечно, не очень приятно, но вообразите себе Мармеладова, умноженного на Инквизитора и кого-то из «бесов» (не Петруша ли часом?). Жан обожает стенать, какой он плохой. Но еще больше он любит выбивать из своих собеседников ответную исповедь. Его принцип: «Начать с покаяния (публичного обвинения себя), а кончить осуждением (обвинением других покаявшихся)». Он все еще мнит себя Папой, каким его избрали в лагере. Но нынче он со злорадством замечает: «Ох, теперь-то все покаявшиеся от меня не получат прощения! Никто не получит от меня отпущения грехов!» И он опять забывает, что должность Судьи он, по сути, присвоил. Он – не наместник Бога. Он – ничтожество, которое хочет быть выше остальных, иметь возможность казнить, так доказывая свое право на священную власть.

Жан – это образ столь неприятного для самого Камю времени – отвратительного времени, в котором раскаивались из тщеславия; в котором свою жажду власти объясняли высшими мотивами (Богом, евгеникой, «войной во имя мира»); в котором воровали право творить «справедливость», прикрываясь волей обезумевшей кучки людей. Как Жан, любили «жалеть» о случившемся некоторые палачи – а потом брались за прежнее с тем же рвением. jop9kw8u-r.jpg Чувствуется, сколько злобы и отчаяния Камю вложил в эту небольшую книгу. Она – о его разочаровании в мире и человечестве, о его страхе, что человеку не нужны свобода и братство, а нужны власть и жестокость. Сам Камю сделал все возможное, чтобы стать лучше своей эпохи. Остаться… человечным. Но можно ли требовать того же от остальных?..

Прочитано в рамках Книгомарафона.

Комментарии


теперь вспомните: случалось ли вам нарваться на человека, который, воспользовавшись вашей нерасторопностью в общественном месте, решил испытать ваше терпение и «присесть» вам на уши?

Вспомнили) Всякое было. Вот бы жить в 19 веке.. зашёл в трактирчик и.. к тебе подсел Иван Карамазов. Чуточку сумбурный, взъерошенный, и сначала говорит как бы не с тобой а с блеснувшим стаканчиком на соседнем столике, потом ещё с кем-то, чем-то... блеснувшим... а потом переводит взгляд на тебя и ты понимаешь, что он говорил с тобой и ждёт ответа. Но уже ты смотришь на что-то блеснувшее на соседнем столике..
Даян, по самым разным причинам бывает такое: присоседился, и всё тут. Страх одиночества? Невозможность выдержать свои мысли одному? Желание разделить ответственность за мысли свои?

Я, право, убежала бы от героя уже после пролога к его рассказу.

Даяна!! И что из этого вышло бы? Об этой истории так и не узнали бы люди!)
У Камю старый но верный приём: собеседник - это мы, читатели, и мы не уйдём. М ы думаем что это он о своих грехах говорит и бичует себя, раскаивается.. но его слова - живое зеркало нас самих, наших тайных грехов.
Заметила, как много Достоевского в этой повести? И человек из подполья, и.. Инквизитор, особенно, в конце.
А, ты тоже это заметила ( увидел ниже)).
Но самое любопытное в другом. Камю намеренно дал гг имя - Жан, французское - Иван.
Так что, тут карамазовщина в чистом виде. И Камю играет с читателем, который сам того не понимая, вынужден балансировать на тонком канате чужой речи и срываться... куда? Кем должен оказаться читатель, молчаливый подчас? Христом, как у Достоевского? Чёртом? А может - Алёшей?

Она – о его разочаровании в мире и человечестве, о его страхе, что человеку не нужны свобода и братство, а нужны власть и жестокость. Сам Камю сделал все возможное, чтобы стать лучше своей эпохи.

Это во многом книга- итог жизни Камю. Он и с собой там спорит.
Помнишь же что Жан прячет у себя картину, которую он украл? Поклонение судей агнцу. А где агнец? Где в мире невинность и истина? Их больше нет. Чему люди кланяются теперь?
Да, есть в книге очень тонкая отсылка к Достоевскому ещё.
Читала гениальный рассказ Достоевского "сон смешного человека"? Там гг прошёл вечером мимо девочки, просившей о помощи.
Жан прошёл мимо девушки на мосту, бросившейся в реку.
Мимо души своей он прошёл, как и многие из нас проходят, не зная, что это наша душа.
И теперь без души Жан не живёт, а существует в чистилище своего ложного покаяния и греха. Он ищет душу свою.. он желает увидеть в собеседнике в баре.. не просто собеседника, не того кто убежит после первых слов Жана.. а, судью себе, адвокату бывшему, совершившего страшное, но не могущего наказать себя: бога он ищет в вертепе и среди тротуарных Беатрич - душу свою.
Смерти он ищет, а смерти для него нет. И это его ад. Личный.

Даян, прекрасная рецензия. Спасибо)


Тебе спасибо. ))))