Больше рецензий

8 июля 2020 г. 23:18

827

3

Да простят поклонники, но произведение оставило меня равнодушной. Конечно, я понимаю, что это Достоевский, что это русская классика, а значит, следует ожидать некой тягомотины и реплик на страницу, это же не какой-нибудь романчик или сборник анекдотов, который "заходит на ура". Берясь за чтение этого автора, нужно иметь соответствующее настроение - настроенное на размышлизмы, немного даже депрессивное, лучше под сигарету и с глотком чего покрепче. Видимо, не в тот период начала читать.
Что имеем по сюжету? Князь Мышкин, он же душевнобольной, в честь которого роман и назван, едет в Санкт-Петербург к своей вроде как родне, "седьмой воде на киселе" Епанчиным. Еще в пути герой знакомится с сыном купца Рогожиным - человеком весьма интересным (кхм, разве есть у Достоевского неинтересные герои?). Приезжает князь вроде как только познакомиться, но слово за слово, и своей прямотой и кротостью он располагает генерала к себе, и тот селит Мышкина у своего эгоцентричного секретаря Гани Иволгина.
В первом же разговоре, как и водится у русского народа (да и не только русского), всплывают некоторые сплетни и происходит перемывание косточек некоторым знакомым, в частности, красавице Наталье Филлипповне и ее покровителю Тоцкому, которому она как кость в горле. Героев у Достоевского всегда много (большей частью - прожигатели жизни), диалоги монотонны, длинны и зачастую пространны, все персонажи - от Мышкина и до слуги, которого читатель видит в паре сцен (утрирую) - прописаны с неоправдывающей себя дотошностью, оттого и трудно читать и главные персонажи теряются на фоне второстепенных.
Значит, герои сплетен понаслушались, при случае друг с другом перезнакомились, тут-то все и начинается. Как часто водится, почти все герои - Рогожин, Иволгин, Мышкин и другие - влюбляются в одну истеричную особу, которая мечется от одного к другому и в итоге плохо кончает - это если совсем уж кратко пересказать суть и соль произведения.
Читая, я волей-неволей проводила параллель с еще живыми в воспоминаниях «Братьями Карамазовыми» : там тоже сплошные размышлизмы (но они к месту, их не просто читаешь или пролистываешь, их продумываешь и проживаешь), там тоже героиня, мечущаяся между мужчинами (видимо, этот прием Достоевскому нравится), но, по моему скромному убеждению, "Братья..." ценнее и глубже, да и сюжет там гораздо увлекательнее.

Мужчина и женщина, тур 11