Больше рецензий

7 июля 2020 г. 16:22

604

5 Об игре, в которую захотел бы сыграть каждый

Я очень хочу устроить такие же игры. Безумно хочу. Эта книга у меня с пятнадцатого года (ну, на английском), хотя на английском я не продвинулась дальше первой главы. Тогда я же пришла на Лайвлиб. Мой мозг мгновенно начал строить грандиозные игровые планы. Геокешинг, положим, особо не получится, ведь спрятанное мгновенно найдут люди посторонние, но можно покататься по некоторым местам Москвы заранее, оставить шифры, а потом ездить вместе с группой ищущих, давая подсказки, если они будут слишком долго возиться. Можно снять ролики и разместить на ютуб, подсказки будут вести на эти ролики, а сами ролики - на новые подсказки. С лёгкостью можно организовать квест человек на десять. Можно найти спонсоров, которые подарят книги для игроков. Уже не первый год я задаю себе вопрос: хватит ли мне для проведения такой игры энтузиазма или идиотизма?

Как вы, надеюсь, догадались, в книге речь идёт о такой игре - помеси геокешинга и буккроссинга. И, кстати, Лайвлиб, который не знает, чем заняться и делает раздел Лайфхаки, мог бы организовать нечто схожее. Дети прячут книги у себя в городах, потом регистрируют на сайте, зарабатывают очки, ведут путевые дневники. В общем, устраивают движ, который и не снился ПокемонГо.

Но вот по пути на пресс-конференцию, где основатель игры, директор издательства, Гаррисон Гризвольд должен был сообщить о начале новый игры, его ранят на станции подземки. Одиннадцатилетняя Эмили, которая пошла навестить место ранения кумира, находит за мусорным баком книгу "Золотой жук" Эдгара По и считает, что это одна из книг "Книжных сыщиков", потому бесстрашно оставляет на месте карточку со своим ником, мол, найдено мной, обломитесь. И лишь после она понимает, что эта книга является началом игры Гризвольда и надо расшифровать все подсказки, чтобы найти сокровище.

Первые двести страниц пролетели влёт. Я была уверена, что напишу "10 из 5! 100 из 10! Так и должна выглядеть нормальная детская книга!". Я считала, что книга ещё и хочет подольститься лично ко мне, потому что совершенно внезапно свернула на обожаемую мной тему жизни Эдгара По. Мало того, на малозатрагиваемую тему того, каким образом один из главных врагов Эдгара По стал его душеприказчиком и стал владеть единственным ценным, что было у писателя - правами на издания его произведений. В принципе, я уверена, что Руфус Гризвольд По и пристукнул. Я пересказывала эту историю подруге, сопроводив комментарием: "Типичная история из 90-х". Выслушав, она согласно кивнула: "Точно, из 90-х, а родственница ничего не стала предпринимать, потому что женщина и у неё лапки". Эдгар По пропадает на несколько дней. Его находят в парке, даже не пьяного, а под действием какого-то наркотика. Отвозят в больницу. Врач даже не сообщает ничего его родственникам, друзья случайно узнали, что писатель в больнице. По своей наивности в той же больнице его и оставили, где писатель скоро скончался, так и не придя в адекват и не сумев объяснить, что с ним произошло. Душеприказчиком, а также держателем права на копирайты (обозначим так) становится его явный враг критик Руфус Гризвольд. Причём Гризвольд выпускает некролог (под чужим именем, но его быстро разоблачают), что, мол, умер Максимка, да никто и не огорчился. А потом выпускает биографию По с большим упором "всегда, всегда он сцуко пьянствовал и наркоманился, так что сам он откинулся, сам, а если кто и виноват и накачал его, чтобы он какие бумаги подписал, так это не я, да-да. Разве мои глаза могут врать?". Литературоведы - это существа, которые не могут поверить в то, что эти глаза могут врать, потому Гризвольда никто ни разу ни в чём не обвинил. Да. Человек пропал. Его похитили. Его подпись оказалась на бумагах, где она быть не могла. Но никто не виноват, нет уж, это, наверное, выборщики схватили джентльмена и напоили, чтобы он поучаствовал в выборных "каруселях" (ох, зря мы говорим, что не похожи на Америку), вот такие они были лихие парни и не предполагали, что джентльмена легко опознают друзья, потому вообще-то все всегда использовали для "каруселей" бродяг. Главное, не обвинить того, на кого неоновые вывески показывают стрелками "Он убийца, очнитесь, идиоты!".

В принципе, и в этой книге Гризвольда напрямую не обвиняют, но факты и про некролог, и про биографии, и про то, что душеприказчиком По Гризвольда назначить не мог, упомянуты. Пусть американские дети вырастают и помнят это. А станут совсем взрослыми, может, всё-таки ткнут предыдущие поколения носом: "Здесь уже двести лет неоновая вывеска с именем убийцы, алё!". Гарисон Гризвольд в свою очередь пытался как-то загладить вину своего рода перед Эдгаром По.

Но потом и эта книга стала разочаровывать. Чего я жду от детской книги? Реального мира, только поданного глазами ребёнка. А писательница Чемблисс совершила главную ошибку людей, которые пишут про поиск сокровищ. В принципе, первым эту ошибку совершил Роберт Люис Стивенсон. Я искала книги про сокровища для Долгой Прогулки (у нас как раз сейчас тур про пиратов и клады), так обратила внимание, что Стивенсона вспоминают всегда первым в этой связи. Но есть одно НО. Вы не обращали внимание, что в "Острове сокровищ" никто не ищет сокровища? Они сражаются с пиратами, угоняют корабль, болтают по частям (сперва один, потом другой, потом третий) с Беном Ганом, а когда наконец топают в поход по грибы и дублоны, то вместо поисков полгода решают - призрак их там пугает или не призрак. Это и есть ошибка. Будете писать книгу о сокровищах, не совершайте её. Каждый автор считает, что читать про то, как люди ломают голову, не интересно, а потому запускают вторую линию, с тем, что поисками занимается вторая группа бандитов. Причём бандиты начинают угрожать героям... Ну, ёклмн.

В послесловии Чемблисс пишет, как ей нравилось с детства заниматься шифрами, кодами и всем прочим. Между Эмили и её новым приятелем Джеймсом достаточно взаимодействия, чтобы было интересно читать про то, как они продвигаются по загадке и разгадывают коды. Бандиты, которые подстрелили Гризвольда, и теперь хотят отобрать у детей книгу с кодом - мало того, что портят атмосферу. Поняли, кстати, почему портят? Разгадывание кодов - интеллектуальное занятие, беготня - боевик.Ты получаешь наслаждение от того, как кто-то включает мозг, а тут перед твоими глазами начинают трясти блестященьким: смотри, они туда побежали, а теперь сюда побежали, ты ведь глупенький, тебя надо мельтешением развлекать, мельтешением, смоооотри! Но есть и кое-что похуже. Чемблисс написала, что увлекалась шифрами, она не писала, что увлекается детективами, и все вставки с бандитами у меня проходил под плотно включённый режим фейспалма.

Итак, как нормальный ребёнок отреагирует, если за ним гонятся двое уё... пи... грабителей? Побежит по улицам с громкими криками "Па-ма-ги-тя!", а потом будет звонить 911. Окей, предположим, что книгу Чемблисс писала тогда же, когда и увлеклась идеей, то есть где-то в 2003-2005-м. Тогда ещё можно объяснить, почему дети не сидят плотно в Википедии, не переписываются в Фейсбуке и, худо-бедно, почему не могут отличить бота от пользователя (я сама ещё в 15-м считала ботов чудом вражеской техники). Потому с трудом, но я могу признать, почему у Эмили нет мобильника. Но лан. После того, как за детьми гонятся два бугая, они оторвались и пришли домой. В нулевых детей воспитывали Рэмбами? Типа, если за тобой погонится бандит, вот тебе кроссовки, финка и пулемёт Томпсона, а остальное уже его проблемы? Пришли домой и "па-ма-ги-тя!" должно быть включено на полную глотку. Окей, положим, они считают, что бандюганы хотят отобрать у них книгу с подсказкой и выкопать клад первыми. И? Так "па-ма-ги-тя!" должно быть включено на полную мощность тем паче, они же первые нашли книжку: "Мама, папа, засудите негодяев". Почему американцы, которые учат детей "Если у незнакомца есть минивен и он хотя бы чихнул от тебя на той стороне улицы, звони 911 и в ЦРУ", представляют себе действия детей по фильму "Один дома", причём забывая, что у героя Калкина была основательная причина не обращаться в полицию?

Ладно, предположим, дети не поняли, что книга - улика с места преступления. Но когда за ними погнались бандиты, уже можно было бы включить мозг, что Гризвольда пытались убить ради книги. Ладно, им одиннадцать. Но когда они отдают книгу взрослому, учителю, это уже ни в какие ворота, потому что взрослый не интересуется, где была найдена книга и даже не чухается, с какого перепугу им звонят в школу, чтобы тряхнуть школьников, и кто-то боится потерять работу из-за потери книги, когда наниматель в больнице и при смерти. И на нанимателя было совершено покушение, весь город в курсе. Нет, ну... Детективы Чемблисс писать не надо вот совсем.

Я очень редко ставлю пятёрки. У любой книги есть миллиард шансов мне не понравиться и лишь один - понравиться. Эта... эта понравилась. Да, линия с криминалом - такие писали в "Чёрном котёнке", который Бог меня читать миловал, однако что-то и мне перепало из российско-детских детективов и от отзывов о тех книгах у меня перебои в сердечном ритме. Но мне понравился абсолютно хипстерский антураж книги. Мне понравилось, что, положим, у детей нет мобильников (это для 2015-го фейспалмом по яйцам), но мобильники (да ещё и с инетом) в этой вселенной есть. Есть форумы. Есть онлайн и оффлайн и никто не делает вид "Уйдите из моей песочницы, в моей вселенной этих ваших гаджетов не будет". Дети живут насыщенной оффлайновой жизнью, используя онлайн лишь как подспорье. Так и должны жить современные дети, такими и должны быть современные книги. Родители Эмили переезжают из города в город, так как ведут блог, который уже даже спонсируется, "Жить в 50 штатах". Эмили куксится (и это меня злит), но при этом они обсуждают ситуацию с братом и как-то приходят к пониманию всех взглядов на происходящее. Очень надеюсь, что именно эту линию авторша хорошо разовьёт в следующих книгах и не будет держаться за штампованное "помните, что у героев ваших книг должен быть конфликт и недовольство миром. Если такового нет, выдумайте".

Есть очень много Сан-Франциско. Если бы бандитов держали бы в стороне, а не использовали в стиле "бу, бойся, мы тут за углом тебя подождём", то это давало первую половину книги потрясающее напряжение, ведь девочка пока не знает, что ей следует бояться и не особо скрывает книгу, за которой идёт охота. Безумно понравился её новый приятель Джеймс - мальчик с китайскими кровями. Жаль, что всю эксцентрику он выдал разом - надевал плюшевые оленьи рога и знакомил окружающих с хохолком на голове по имени Стив. Вот если бы его странности были бы и дальше... Один из любимых мной типов - хипстерский фрик, который полностью себя принял и живёт в своём красочном мире (в принципе, точное описание меня).

Две книги продолжения у меня тоже есть на английском. Так что меня ждёт ещё удовольствие, а вы - ждите, пока вам переведут! :РРРР

Оффтоп: пойду, переправлю "Отелю Зимний дом" оценку на поменьше. Book Scavenger вышел на три года раньше и "мальчик с девочкой развлекаются разгадыванием шифров" тут получилось в разы лучше, чем в плагиате.

ПыСы. Кстати, сама Чемлисс (хотя правильнее называть её Бертман) организовала-таки сайт с игрой: https://bookscavenger.com/

Комментарии


И чем тебе Черный котенок не угодил? Я в детстве перлась)) И там кстати не только российские авторы издавались)


То, что я читала детского, российского, детективного -было ужасно. Единственный. кто мне нравился - Алексей Биргер.

Я читала какую-то российскую серию. И тупо отмечала, сколько раз ГГ давали по голове, от чего он падал в обморок. По два-три раза на книгу. На третьей книге, когда я подсчитала, во сколько бы обошлось его лечение и сколько процентов мозга бы умерло, я сломалась))


Ты все уже взрослой читала, да?)
Я таких откровенных косяков не помню, то есть тогда же читала и зарубежные детские и они у меня шли все наравне, многие уже и взрослой перечитывала)


Взрослой)
В детстве я читала Агату Кристи и Стивена Кинга, так что мне бы и тогда не зашло :Р))


А мне одно другому не мешало, сама Кинга лет с 10 читаю, да и многую классику хорошо воспринимала, а вот Кристи меня тогда не впечатлила, показалась скучноватой)


Посоветуй тогда хороших авторов из "Чёрного котёнка". Я опробую. Но если будет говно, буду ругаться))


А вот попробуй этот цикл https://www.livelib.ru/series/799382-tajnoe-bratstvo-klenovogo-lista. Даже если будешь ругать, я переживу, зато интересно будет твой разбор полетов почитать;)))


Лол, а попробую!)
Спасибо!)


Буду ждать в каске))))
Вэлкам))


Договорились :-*


А почему Калкин не звонил? Потому что зубную щётку спёр?


Ага. И жил один, полицейские загребли бы его в приют (он же не знал, что родители живы и далеко, а не исчезли).