Больше рецензий

7 июля 2020 г. 07:07

2K

5 «Вороне где-то бог послал кусочек сыру…»

картинка Ludmila888

Как известно, у Чехова не бывает ничего случайного и лишнего. Вот и не просто так же в финале рассказа неоднократно звучат эти слова из басни Крылова: «Вороне где-то бог послал кусочек сыру…». Очень уж похожи они (как, пожалуй, и сама ситуация потери сыра в басне) на символическую параллель к основной сюжетной линии «Дома с мезонином». На мой взгляд, Ворона – это скучающий и праздный художник, а сыр – вдохновение и лёгкая влюблённость, посетившие его душу при общении с юной девушкой Женей (Мисюсь), комната которой находилась в мезонине большого дома. Ну, а Лисица - это, конечно, Лида (старшая сестра Жени), хоть она и использовала не лесть, а другие способы отъёма ценностей.

Если человек предпочитает плыть по течению и не хочет сам выбрать свою судьбу, то за него это сделают другие. В рассказе руководящее решение разлучить влюблённых приняла Лида, которая старше Мисюсь всего-то лет на 5. А Женя подчинилась сестре из-за слабости характера и неумения говорить "нет". Более того, у Лиды не было никаких реальных оснований командовать родными людьми, которые совсем не были стеснены в средствах и материально от неё нисколько не зависели. Но эта серьёзная и целеустремлённая молодая женщина сумела так себя поставить, что мать перед ней благоговела, а сестра считала священной особой. Женя (Мисюсь) – это уже 17-18-летняя девушка, хотя по уровню своего развития она, конечно, совсем ребёнок и, скорее всего, навсегда им останется, как и её мама. Чехов ведь не зря подчёркивал не раз их сходство и симбиотическую зависимость друг от друга. Они вместе с мамой горько плакали, но по строгому указанию Лиды покинули родной дом на долгие годы. И очень похоже, что при отъезде движимы они были не любовью, а страхом и слабостью, прикрытыми маской самопожертвования для облегчения страданий. Тут даже просматривается нелюбовь к себе. А если человек не любит себя, разве он способен любить других?

Мне кажется, что «Дом с мезонином» - это не столько история несостоявшейся любви, сколько история неудавшегося бегства от одиночества и скуки жизни. Художник, к сожалению, не смог найти в себе силы к действию для достижения цели, несмотря на то, что сложившиеся обстоятельства были вполне преодолимыми, так как Лида сообщила, куда уехали Мисюсь с мамой. Очевидно, у него не было и большого желания менять свою жизнь. По-моему, нечто подобное происходит и в рассказе «О любви». Так была ли тогда эта любовь настоящей? Или же герою-рассказчику просто удобно считать её таковой? Ведь (если честно признаться самим себе) прикрываем же мы порой своё нежелание действовать или душевную трусость какой-нибудь красивой маской, например - видимостью самопожертвования во имя любви. И звучит пафосно, и совесть успокаивается...

Важное место в произведении занимают горячие идейные споры героев о нуждах народа и земстве, не обнаруживающие победителя и заходящие в идеологический тупик, как это обычно и бывает у Чехова. Обе стороны не лишены как доли истины, так и иллюзий, заблуждений, но при этом отличаются излишней категоричностью и непримиримостью. Перепутав противоположные аспекты собственного Я, спорщики незаметно переступают зыбкую границу между спокойной уверенностью в себе и кичливой самоуверенностью. И тут же оба становятся смешными в своих претензиях на истину в последней инстанции и знание настоящей правды.

Чехов никогда не выражает и не навязывает своего авторского мнения, оставляя читателю простор для размышлений, и при этом не делит своих героев на положительных и отрицательных. В его произведениях всё именно так, как и в жизни. А в жизни хотя бы иногда изречь истину, как и сморозить глупость, способен абсолютно каждый человек. И разница между умным и глупым, возможно, заключается лишь в частоте и вероятности подобных попаданий или промахов. В соответствии с реальностью Чехов разбросал в «Доме с мезонином» крупицы правды и мудрости по самым неожиданным местам, порой даже вложив их в уста каждого из непримиримых антагонистов.

Между параллельными сюжетными линиями рассказа (влюблённость и споры) прослеживается незримая связь, обнажающая жизненные позиции каждого из героев в целом. В спорах художника с Лидой прекрасно проявляются особенности их личностей: пассивность одного и активность другой. Возможно, Чехов ещё и для того ввёл в текст рассказа эти споры, чтобы показать связь мировоззрения со способностью любить. Причём это касается обеих сторон: и пассивного художника с его бездействием в общественной и личной жизни, и активной Лиды с её псевдодеятельностью и псевдолюбовью к сестре.

Лида, например, даже в семейном кругу могла говорить исключительно о взаимоотношениях интеллигенции и народа, ничто другое эту девушку не интересовало вообще. Она была ярой противницей искусства, не отражающего нужды народа. Поэтому сразу и невзлюбила художника-пейзажиста. Но сам Чехов скептически относился к дилетантскому и суетливому исполнению долга перед крестьянами непрофессиональными учителями и доморощенными лекарями, кем и была Лида.

Непродуктивная ориентация характера художника и пассивность накладывают отпечаток не только на его мировоззрение, но и на способность любить, ведь любовь – это, кроме всего прочего, ещё и труд, причём не только души. И она должна быть деятельной. Отсутствие же у героя воли к действию, конечно, проявляется не только в общественных вопросах, но и в личной жизни. Неспособность к действию превращает влюблённость (потенциальную любовь) в любовь несостоявшуюся. Хрупкое чувство гибнет, едва пробудившись. Вместе с ним умирают и посетившие художника очарование и вдохновение, желание жить и творить, уступив своё место привычной скуке и обыденности жизни.


картинка Ludmila888

Книга перечитана в рамках «Чеховских дуэлей» с boservas (рецензия).

Комментарии


Если это дуэль, то кто-то должен победить? ))
Я уверен, что это выигрыш за явным преимуществом! Точнее нокаут ))
Поздравляю!


Мы все победили


Рад за Людмилу, мне самому очень нравится её рецензия, впрочем, как все остальные, и готов уступить ей пальму первенства, снова - как всегда.
Но Вас, видимо, ввело в заблуждение слово "дуэль". Просто мы с Людмилой очень близко чувствуем тексты, но очень по-разному выражаем свои впечатления и мысли. У каждого свой стиль, так, как пишет она, я не напишу никогда, и она не сможет так, как я. Весь фокус здесь в создании некой единой рецензии, состоящей из двух "точек сборки", и рассматривать их лучше в плане дополнения друг друга.
Ну, а потом мы не деремся на кулачках, а по-благородному стреляемся, причем холостыми пулями, чтобы не ранить друг друга, так что нокаут тут в принципе невозможен.
Удачи :)


Да, возможно, в любой дуэли кто-то должен победить. Но у нас этим кем-то становится ДРУЖБА. Ей и вручается приз победителя. Ведь, как правило, наши дуэльные рецензии оказываются взаимно дополняющими. И вместе они дают более полное понимание произведения, чем каждая в отдельности. Именно так, на мой взгляд, получилось и на этот раз. Спасибо за внимание к дуэлям!


Это всего лишь мой субъективный взгляд. Если дуэль, то серьезно! А, если "мир, жвачка, дружба", то название нужно другое. Мне так кажется.))


Если это будет "мир, жвачка, дружба", то меня уволят с должности секунданта.
Нет уж. Пусть дуэль, лишь бы без крови


Спасибо, Людмила. Очень остроумно.

у Лиды не было никаких реальных оснований командовать родными людьми

Лида - диктатор. В самом неестественном его проявлении - диктат для блага других. Всех. Родных, мужиков, которых она лечит, детей, которых она учит (=диктует), земство где она создала партию (вместо того, чтобы составить партию для себя и сестры).

А если человек не любит себя, разве он способен любить других?

Хочу сообщить Вам, что начал читать "Искусство любить". Это позволит мне лучше понимать Ваши рецензии :)

не смог найти в себе силы к действию для достижения цели

Художник и не искал эти силы. Быть приверженцем теории "больших дел" очень удобно, так как, как правило, они всё равно неисполнимы. И можно просто каркать во всё горло. А с сыром в клюве художник каркал по привычке.
Хотя, это не совсем точная метафора, так как сам сыр был послан художнику именно за его карканье. Карканье первично.

Причём это касается обеих сторон: и пассивного художника с его бездействием в общественной и личной жизни, и активной Лиды с её псевдодеятельностью и псевдолюбовью к сестре.

Любовь не терпит диктатуры, тогда как мечтательность очень подвержана влюбчивости

но и на способность любить, ведь любовь – это, кроме всего прочего, ещё и труд, причём не только души.

Побежал дочитывать Фромма...

Вместе с ним умирают и посетившие художника очарование и вдохновение, желание жить и творить, уступив своё место привычной скуке и обыденности жизни.


Бывает – проснешься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудиться;
но к завтраку это проходит.

Губерман


Когда-то я слушала лекцию Дмитрия Быкова «Чехов как антидепрессант». И он там несколько раз подчёркивал какую-то особую любовь Чехова к Мисюсь. А мне почему-то показалось, что отношение Чехова к Мисюсь сродни его отношению к Душечке. На мой взгляд, Антон Павлович к обеим героиням относился, безусловно, по-доброму, но всё-таки с нескрываемой иронией.

Да, при обсуждении произведений о любви часто хочется, конечно, обратиться к Эриху Фромму, знающему толк в «искусстве любить». И при более детальном рассмотрении чувства героев порой оказываются не любовью, а её невротическими эквивалентами (псевдолюбовью), прекрасно описанными Фроммом и отнесенными им к часто встречающимся формам иррациональной, невротической любви. Например, любовь упомянутой главной героини рассказа «Душечка» достаточно точно попадает под описанную Фроммом форму псевдолюбви – любовь идолопоклонническая. А любовь нашего героя-художника (пожалуй, как и любовь Алёхина из рассказа «О любви») тоже соответствует описанию одной из форм псевдолюбви, а именно – любовь сентиментальная. И такие удивительные совпадения являются очередным подтверждением гениальности Чехова, иронично относившегося к Душечке и Мисюсь (в отличие от Толстого, который считал Душечку идеалом женщины).


На мой взгляд, Антон Павлович к обеим героиням относился, безусловно, по-доброму, но всё-таки с нескрываемой иронией.

Не знаю, по поводу иронии, но в целом согласен. Думаю, Чехов мог сочувствовать Мисюсь, мог симпатизировать ей, мог верить, что она может развиться в человека думающего. Но в её теперешнем состоянии - её нельзя любить (о ней можно заботиться и нести за неё ответственность, но не знать или уважать :)) . Она милое безвольное существо - Каштанка, мечущаюся меж двух хозяев


Тот факт, что Мисюсь с мамой на всё смотрели одинаково, позволяет предположить, что девушка, став взрослой, будет такой же, как и её мама, то есть вряд ли превратится в человека думающего и самостоятельного. И, конечно, очень жаль и её, и маму. К моменту встречи в поезде художника с Белокуровым прошло уже 6-7 лет, но Женя так и не вернулась в свой родной дом.

Мне кажется, что авторская ирония чувствуется даже в самом этом домашнем имени – Мисюсь. Ну, или, например, здесь:
«Она читала целый день, с жадностью глядя в книгу, и только потому, что взгляд ее иногда становился усталым, ошеломленным и лицо сильно бледнело, можно было догадаться, как это чтение утомляло ее мозг».


Тот факт, что Мисюсь с мамой на всё смотрели одинаково, позволяет предположить, что девушка, став взрослой, будет такой же, как и её мама

В принципе, я согласен. Хотя, при помощи извне (например художника) она могла бы, наверно, развиться больше.

Мне кажется, что авторская ирония чувствуется даже в самом этом домашнем имени – Мисюсь

Да, есть здесь что-то ироническое.

как это чтение утомляло ее мозг

И всё-таки она продолжала читать...


Странно, что это великий роман вы свели к басни. Я читал ваши другие отзывы про Чехова. Раньше вы были мудрее. Но пишите вы хорошо, мне нРАвится.


Ой, что Вы! Вы мне льстите. До мудрости мне ещё ползти и ползти! Это Вам просто показалось. Такое с каждым бывает. А короли, как считает Андерсен, иногда оказываются голыми! Представляете?!

Но вот я, глупая, почему-то считала "Дом с мезонином" рассказом. А это, оказывается, великий роман. Спасибо, что открыли мне глаза. Уже прямо чувствую, как мудреть начинаю.)


Может и рассказ. Я сам не читал, но не басня.


Я позволю себе встрять, как секундант этой дуэли (поэтому и подписан на извещения о новых комментариях).
Людмила, мне тоже нравится как Вы пишете.
И то, что читал, и что не читал - всё хорошо.
По поводу изменения в Вашей мудрости мне трудно судить .
Виктор, в баснях нет ничего обидного.
Басня - это сгусток мудрости, пускай Вас не путает форма и животные. И поэтому сравнить произведение с басней ни капельки не зазорно. Порой басня может быть мудрее целого романа.
Вот например - "Петух и жемчужное зерно" или "Осёл и Соловей".
Да и многие другие.


Спасибо за коммент, Женя! Какой отличный секундант у нас! Я в полном восторге! )))

А с Виктором мы тут шутим так своеобразно. Это продолжение нашего общения, начавшегося под моей последней рецензией. Загляните туда – и вы, наверное, всё поймёте. Хоть Виктор и совсем не тот, за кого пытается себя выдавать, но с ним весело! Он в своей смешной маске очень похож на двойника, на вынесенное вовне чьё-то раздвоение личности. Во всяком случае, с моей точки зрения это выглядит именно так.)))


Да, я проверил профиль Виктора и всё понял!!! :)))))))


Вы замечательно пишете! 

Спасибо за внимание и добрые слова!