Больше рецензий

QGEIS

Эксперт

Начинающий эксперт Лайвлиба

6 июля 2020 г. 21:38

620

5 Письма на деревню к дедушки.

Если Вас периодически одолевают мысли: «А есть ли кто-нибудь сейчас, в наши дни, кто хорошо пишет? Что там с современными писателями? Кто пишет литературу с большой буквы?», — ответ: «Есть такие!» Булат Ханов! Один из немногих, кто способен ясно и ёмко доносить свои мысли, не озвучивая их напрямую.

Это произведение абсолютно и полностью заслуженно обладает премией «Национальный бестселлер — 2020». А для меня оно стала ещё и «Открытием года». Автор как никогда актуален, современен, его роман оставляет след на шкале времени и отображает сегодняшний день с понятной чёткостью, с глубоким подходом, с пониманием всех величин и существующих убеждений, автор трезво оценивает происходящее и пишет «летопись», по которой можно будет судить о нашем времени. Больше всего поражает, в хорошем, восторженном, смысле слова, что автору через год будет только 30 лет. Автор ни 60-летний наученный жизнью писатель-философ. Роман написан молодым филолог Булатом Хановым, писательская карьера которого стремительно продвигается к олимпу настоящей литературы! «Непостоянные величины» изданы в 2019 году, когда автор уже обладал двумя литературными премиями!

Герой романа — прототип самого писателя — современник, учитель русского языка и литературы, который приезжает из Москвы в Казань (сам Ханов тоже родом из Казани), для старта своей преподавательской карьеры. Приезжает он с определённой и конкретной целью — исследовать мир учителя в современной школе, через призму понимания истин бытия окружающего мира. Герой немного идеализирован — сегодня таких как он мало встретишь, но они безусловно есть — белые вороны, которые в 21 год читают и исследуют «Новый завет», занимаются самоанализом и размышляют о предназначении самого себя, осознают свои пороки и пытаются бороться с ними, а когда это не получается, понимают это и «видят себя со стороны».

Итог для героя: разочарование в профессии учителя, понимание того, что написано в «Новом завете», понимание известных устоев и верований в православной религии. Причём приходит к своим пониманиям он именно путём мыслительного анализа деятельности без шор и лишних традиционных устоев общества, навязанных социумом, что довольно сложно сделать, работая учителем в общеобразовательной школе, поскольку ты под колпаком системы.

Выкладываю ряд тезисов, которые намерен развить и доказать:

1. Педагог беззащитен перед произволом детей и их родителей.

2. Низкая заработная плата понижает статус учителя в обществе.

3. Неподъёмная отчетная документации формирует у учителей отвращение к своему труду.

4. Школьное образование в текущем виде мешает педагогам и ученикам проявлять их лучшие качества.

5. Школа учит приспосабливаться к действительности, а не преображать её.



Это книга напоминаем, косвенно, знаменитый фильм «Большая перемена», где школа представлена глазами учителя, где показан ежедневный труд преподавателя, все его проблемы, все его взаимоотношения в коллективе и в быту. Но эта книга ещё и дополняется интересным ходом писателя — «письмами на деревню к дедушки». Именно в них заключаются смыслы произведения, именно эти письма, со странными адресами и странными именами в адресатах, отображают гения в авторе, в его слове и в его литературе.

Не потерять себя — это удел сильных, это труд, который вознаграждается прозрением и пониманием себя и всего того, что происходит вокруг. Герой постиг этот уровень.

Ещё важно уметь заглянуть в себя, что тоже сложно, и это тоже труд. Буквально перед этой книгой о том же самом я читал у Пелевина в его романе «Тайные виды на гору Фудзи». И как раз Булат Ханов стал той самой лакмусовой бумажкой, которая усилило моё восприятие в плоской и примитивной составляющую романа Пелевина, на чём я сделал акцент в своей рецензии. Нелепость формы, которую выбрал Пелевин обнажает Ханов. Их произведения различны по содержанию, но одинаковы по корню внутренней части речи. Они встретились на моём читательском пути один за другим, и для меня эта встреча — последовательность, подтверждение в ощущениях от прочитанного. Пелевина — убрал из своей электронной библиотеки — перечитывать там нечего. К роману Ханова есть потребность возвращаться, пересматривая изменения непостоянных величин.