Больше рецензий

Lena_Ka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 марта 2012 г. 22:28

345

5

…Ах, какой ты у нас славный, дурак! Ах, какой ты бодрый и здоровый, дурак! Ах, какой ты оптимистичный, дурак, и какой ты, дурак, умный, какое у тебя тонкое чувство юмора, и как ты ловко решаешь кроссворды!.. Ты, главное, только не волнуйся, дурак, все так хорошо, все так отлично, и наука к твоим услугам, дурак, и литература, чтобы тебе было весело, дурак, и ни о чем не надо думать… А всяких там вредно влияющих хулиганов и скептиков мы с тобой, дурак, разнесём (с тобой, да не разнести!)…



Когда я читала эту книгу, мне все время вспоминалась повесть, написанная Братьями Стругацкими гораздо позже, в которой сталкер рыжий Шухарт: "СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!"

А что такое счастье? Изобилие? Так многие думают. Видимо, так рассуждали и жители отдельно взятого государства, в котором изобилие победило. Ешь, пей, развлекайся – хлеба и зрелищ достаточно. Так чего же не хватает все время неуимчивому человеческому сердцу? СКУКА – страшная болезнь, которая овладевает душой сытого человека. Куда бежать от скуки? Да есть куда:

1. Рыбари – хочешь выбросить адреналин – приходи в заброшенное метро и играй со смертью: загляни в глаза чудовищ, заранее зная, что рискуешь.
2. Меценаты – собирают деньги, на которые покупают произведения искусства и уничтожают их (прямо «Улыбка» Брэдбери)
3. Дрожка – особым образом организованная цветомузыка – действует как легкий наркотик, раскрепощает, заставляет двигаться беспрестанно.
4. Слег - прибор, порождающий непередаваемые переживания, заставляющий уйти в мир грез.

Есть, конечно, и алкоголь, и наркотики… И все это – эскапизм, бегство от мира, нежелание познавать себя, открывать глубины в душе. Ведь легче просто пустить фантазию в душу, хотя это и опасно: «Фантазия — бесценная вещь, но нельзя ей давать дорогу внутрь. Только вовне, только вовне…» Почему опасно? Потому что потом во внешний мир возвращаться вряд ли захочется: «Люди, ушедшие в иллюзорный мир, погибают для мира реального. Они все равно что умирают. И когда в иллюзорные миры уйдут все — а ты знаешь, этим может кончиться, — история человечества прекратится…»

Главный герой Иван Жилин пытается понять и попробовать изменить этот мир, уничтожающий душу человека, заставляющий молодежь сбиваться в банды, интелов бороться с дрожкой весьма радикальными методами… Их вообще много, непонятных нам интелов, грустиц, рыбарей, меценатов, слегеров, но при ближайшем рассмотрении мы понимаем, что это в общем-то наши соседи: уткнувшиеся в монитор, живущие в социальных сетях и компьютерных играх люди, стритрейсеры, гоняющие так, что до аварии недалеко, зато адреналин плещет, зависающие всеми ночами в клубах представители золотой молодежи…

Вообще, на мой взгляд, эта повесть о нашем обществе потребления, и предваряет она все эти «Бойцовские клубы» и «Каникулы в коме», к тому же впечатление производит более сильное (на меня по крайней мере).

Да, Стругацкие потом изменили мнение о произведении: они поняли, что мир, созданный ими «в чем-то – убогий, в чем-то – пакостный, в чем-то - даже непереносимо отвратный… но… ведь человек в этом мире – свободен. Хочешь – обжирайся и напивайся; хочешь – развлекай себя нейростимуляторами… Но с другой стороны, хочешь учиться – учись; хочешь читать – читай…» В этом я с писателями не согласна: не будут представители этого мира ни учиться, ни читать: слишком среда агрессивная – интелов ненавидят, книги в руках держать стыдно, так что слишком сильным надо быть, чтобы бороться с хищными вещами века, поэтому «существует лишь одна проблема, одна-единственная на свете. Вернуть людям духовную сущность, духовные заботы». (Экзюпери)

Комментарии


Интересная рецензия, не очень хотел почитать Стругацких, но теперь похоже желание появилось...


Эту повесть не все любят, а мне она кажется интересной и необычной для творчества этих авторов. Спасибо за отклик!


А почему ее любят не все?


Просто потому что не все. Мне, например, не понравилось.


      Хорошая рецензия.
      Вы верно отметили, что "Хищные вещи" - о НАШЕМ (общечеловеческом) обществе потребления. Замечу - не только о современном.
      Вспомним, что повесть написана в 1964, опубликована - в 1965, всего через несколько лет после XXII съезда КПСС, провозгласившего курс на построение коммунизма к 1980 г.
      Лозунг "От каждого - по способностям, каждому - по потребностям" многими трактовался примерно так: "На работу, конечно, ходить придется, зато деньги отменят, продуктов будет - завались, каждый будет иметь один или несколько автомобилей и т.п." А что, кроме удовлетворенного чувства потребления, еще человеку нужно-то? Вот оно - СЧАСТЬЕ (счастье потребления) в светлом обществе всего человечества, до которого рукой подать, почти все до него доживут (лозунг "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме").
      И тут, на пике этой эйфории - повесть Стругацких, как ушат холодной воды на разгоряченные мечтаниями мозги обывателя. Это ж в каких "интелей" нужно было превратиться, чтобы не побояться возможных гонений.
      Понятно, что власти, "прозевав" повесть, вперили после нее в авторов все инструменты цензуры.
      (Все это важно для понимания творчества Стругацких, их проблем с публикацией "Гадких лебедей", "Улитки на склоне", да и "Града обреченного").


Спасибо за интересное дополнение. Мне важна Ваша оценка как ценителя творчества Стругацких!