Больше рецензий

3 июля 2020 г. 22:28

482

4 Пожалуй, самое трудное для человека – правильно воспринимать себя и других. Люди – сложные существа, их слова и действия двусмысленны и нуждаются в интерпретации. Нам кажется, что воспринимать других легко. Именно поэтому мы так часто ошибаемся.

Не смотря на убогое, на мой взгляд, название (в конце Хэлворсон признается, что ей его навязали), книга оказалась довольно содержательной, а не обычной мотивационной ерундой, которую читают только всякие неудачники. В первую очередь ее нужно прочесть все тем, кто напрямую работает с людьми, хочет построить успешную карьеру, развивать бизнес. Но даже простому человеку будет любопытно узнать, как он выглядит в глазах других. Зачастую это все равно, что смотреть на себя в кривые зеркала – иногда забавно, но чаще не очень, особенно, когда понимаешь, что это искаженное изображение очень мешает тебе жить. Каждый слышал о стереотипах, но также почти каждый отрицает, что они на него влияют. Хэлворсон убедительно показывает, приводя исследования, насколько это убеждение ошибочно. Особенно сильны наши предубеждения в моменты, когда мы не можем долго размышлять (то самое первое впечатление), чем-то расстроены или сомневаемся в себе и, особенно, если в чем-либо чувствуем угрозу своему статусу.
Жутковато было читать, как образованные и вроде бы разумные люди, которые наверняка яростно бы отрицали всякий расизм в обычное время, отвергали рабочие анкеты евреев после того, как получили ложные плохие результаты теста по математике. С подобным нужно бороться, но Хэлворсон предлагает использовать то, как работает наш мозг себе во благо - хорошая новость в том, что действуют не только плохие стереотипы, но и хорошие. И хотя, на мой взгляд, иногда советы попахивали манипуляциями, но с другой стороны, если от этого порой зависит чуть ли не судьба человека, особенно, если он раз за разом подвергается явно несправедливым предубеждениям из-за своего пола, внешности или расы, то все средства хороши.
Внешность вообще очень важна, она может как помогать, так и очень вредить. Например, я узнала о себе, что мое «детское» лицо и маленький рост с одной стороны дарит мне симпатии некоторых людей (включает материнский инстинкт и желание помогать), а с другой мешает воспринимать меня всерьез или рождает когнитивный диссонанс (а затем и защитную реакцию отрицания или агрессию), когда я веду себя «не правильно», не по воображаемому шаблону.
Рост, поза – то же не последние факторы. Правда для женщин и здесь засада, так как перечисленные Хэлворсон позы «власти» и «силы» даже для мужчин, на мой взгляд, выглядят грубо (например, занимать как можно больше места – мужик в автобусе разваливший яйца так подсознательно самоутверждается, закинуть ноги на стол – это вообще без комментариев). А то, как учат держаться женщин – ноги вместе, руки на коленях – как раз позы покорности. Единственное, что остается воспитанным женщинам (да и мужчинам) – это осанка и уверенная походка, твердый и внимательный взгляд, спокойное достоинство.
Осознание себя частью некоей группы или подсознательное разделение на абстрактные я/мы – они/другие. Для плодотворной работы крайне необходимо, чтобы люди чувствовали себя членами одной группы, не устраивая при этом колхоз или демонстрации, в первую очередь это задача руководителя. Некоторые, к сожалению, до сих пор используют принцип «разделяй и властвуй». Но и сам работник может постараться изменить отношение с важными для себя коллегами найдя общие точки, не обязательно связанные с работой.
Далее Хэлворсон рассказывает о «линзах» восприятия. Есть люди, нацеленные на содействие и развитие (творческие люди, инноваторы) и люди, которые нацелены на сохранение. Если хочешь в чем-то убедить первых нужно делать упор на возможности, а говоря со вторыми нужно больше показывать, каких потерь можно избежать, если сделать то-то и то-то. Также очень большое влияние имеют и детские травмы, есть люди с тревожным и избегающим типом привязанности. И с теми и с другими непросто общаться, но зная азы их психологии, можно и такими «трудными» людьми вполне успешно работать.
Также Хэлворсон дает небольшие наводки как исправить плохое первое впечатление. Это довольно сложно и требует больших усилий, но все же возможно. Самый щекотливый вопрос автор оставила под конец – а может нечего на зеркало пенять, коли рожа крива? Может быть окружающие правы и это сам человек видит себя в искажении (и вовсе не он жертва, а люди вокруг)? И это тоже, увы, происходит и человек страдает из-за собственных ошибок, не осознавая их или не зная, как их исправить. И эта книга отличная возможность попытаться посмотреть в первую очередь на себя.
Хотелось бы, чтобы некоторые моменты были раскрыты более подробно и было больше практических советов для различных рабочих и личных ситуаций, но вполне достойно для ознакомления. Самый понравившийся и простой совет – чаще думать о справедливости (оказывается, даже мыслей на эту тему достаточно, чтобы стать действительно чуточку справедливей и объективней к людям), не спешить с выводами, особенно если человек вам очень понравился или, наоборот, вызвал сильное отторжение. И то и другое повод получше присмотреться к человеку.