Больше рецензий

2 июля 2020 г. 16:31

839

5 Главное зло в романе Достоевского, имхо


Как говорится в одном известном выражении, русская литература построена на страдании: страдает либо главный герой, либо автор, либо читатель.  

По количеству страданий в произведениях у нас вне конкуренции Федор Михайлович Достоевский.

Достоевский вообще один из моих любимых писателей. Но это не мешает мне поливать грязью и люто ненавидеть многих его героев. Возьмем, например,  его роман "Преступление и наказание". Я им зачитывалась. Я переживала с ним судьбу каждого персонажа. Я плакала над долей главного героя.

Но есть там один образ, в котором, имхо, кроется все зло произведения. Даже не так: вселенское зло, ибо такие люди часто встречаются в нашей жизни.  И это образ ..... Сонечки Мармеладовой. Да-да, именно она, как я считаю, есть олицетворение "темных начал" и главный антигерой романа.

Кто она такая? 

Хрупкая девушка, с отцом-алкоголиком, чахотошной мачехой , сводными братом и двумя сестрами. Бедная, не очень хорошо образованная (денег-то нет), читай из неблагополучной семьи. Более умная и более сильная духом барышня нашла бы себе работу нехитрую, гувернанткой бы пристроилась (например, сестра Раскольникова Дуня сделала именно так)  или там модисткой; мужа бы себе нашла не слишком богатого, но перспективного. Но! Сонечка решает СТРАДАТЬ!!! Тем более, что для этого усилий много прилагать не нужно. Первым делом, она решает, что должна спасти всю свою семью от бедности, попутно не имея ни представления, ни сил спасти хоть саму себя. Зачем ей идти в посудомойки? В поломойки или швеи? Это же так сложно. "Ручки можно иголками исколоть, спинку от мытья полов ломить будет! Лучше буду-ка я продавать себя за деньги - ума для этого большого не нужно, зато страданий хоть отбавляй" - ну, вот примерно таково развитие мысли. Знаете, вот мне хочется задушить таких дам, которые, продаваясь за деньги, плачутся о своей загубленной душе и растоптанной невинности. Соня, чтож ты отцу пенделей не надавала, мачехе не сказала: "Катерина Ивановна, вы вполне можете крестиком иконки для ярмарок вышивать, вот и вносите лепту в семейный бюджет". Нет! Зачем? Ведь как тогда она сможет страдать? И упиваться терновым венцом великомученницы по ходу действия.

И все бы ничего, но тут она встречает Раскольникова.  Какой эгоизм с ее стороны мы видим в сцене признания Раскольникова! Она-то всегда считала, что самое тяжкое преступления совершила ОНА!!! Она - злодейка, в нее должны все плевать, кидать камни! О, какой кайф испытывает она от этого самобичевания! И тут она узнает, что кто-то еще более грязен, чем она, что еще чье-то преступление более омерзительно и противно богу! Представляете, какая фрустрация у нее наступает? И здесь она видит единственный выход - поскорее взять раскольниковский крест на себя...

Теперь у меня вопрос к дамам. Что бы вы сделали, если бы ваш любимый признался вам в убийстве? И во время этого признания у него был бы очень хреновый вид? Вот лично я бы сказала: "Так, без паники! Срочно заметаем улики, ложимся на дно и забываем про это! Я тебя вытащу!"

Но Соне этого не нужно. Она требует, чтобы Раскольников сознался, прекрасно зная, что ему грозит каторга. Но тогда же она может поехать с ним! И снова страдать! А то ситуация в городе ее уже как-то перестала быть томной. Папа-алкоголик помереть изволили, мачеха туда же отправилась, а братиков-сестричек благодетель Свидригайлов пристроил и капиталец им отстегнул.

На уроках литературы нам рассказывают, что Соня - это средоточие гуманизма, смирения, для нее все люди равны, никто не имеет право кого-либо осуждать. "“Убивать? Убивать-то право имеете?” - воскликнула возмущенная Соня. " - тут же осуждая Раскольникова!!!! Неувязочка? 

"Их воскресила любовь!!!" Неправильно. Она воскресила Соню, которая нашла подпитку для своих дальнейших мазохистских чувств, а вот Раскольникова она убила. Для него сонечкин энергетический вампиризм стал последней каплей. Без нее он вполне мог справиться с ситуацией, "переступить" через это, просто нужно было время.

В конце романа Соня отправляется за Раскольниковым на каторгу, где ею все восхищаются, где заключенные ее боготворят, а она - вуаля! - устроившись швеей зарабатывает себе на жизнь и расцветает в своем "мученичестве", задвигая Родю и его душевные метания на второй план, ибо ЕЁ нам жалко, ее, а не убийцу.

Знаете, если этот образ со школьной скамьи является для девочек примером жертвенности и истинной любви вочтобытонистало, то я не удивлена, что у нас так много гражданок со стокгольмским синдромом и "домашних жертв" в паре с домашними тиранами.

...а Достоевского я все-таки люблю... JulyFox

Комментарии


И это образ ..... Сонечки Мармеладовой. Да-да, именно она, как я считаю, есть олицетворение "темных начал" и главный антигерой романа.

Оригинальная мысль у вас)
Пару лет назад пробовал развить этот образ в этом направлении, инфернальном даже...

Более умная и более сильная духом барышня нашла бы себе работу нехитрую, гувернанткой бы пристроилась (например, сестра Раскольникова Дуня сделала именно так) или там модисткой; мужа бы себе нашла не слишком богатого, но перспективного. Но! Сонечка решает СТРАДАТЬ!!!

Да, более умная, сильная.. но её как-то в детстве сразу придавила вся эта атмосфера Мармеладовщины.
Такое бывает. Видел таких детей: у них духовно подточена воля и изношена, проедена, как душа некой инфернальной молью. Их может раздавить даже малый пустяк.
У них словно бы нет духовного иммунитета.

Тем более, что для этого усилий много прилагать не нужно. Первым делом, она решает, что должна спасти всю свою семью от бедности, попутно не имея ни представления, ни сил спасти хоть саму себя.

Знаете что забавно? Разумеется, тут вы правы. Но я долгое время думал, что это чисто религиозное мышление с жаждой спасти кого-либо.
Но потом.. в общем, это довольно древний архетип самоспасения, абсурда мышления даже: человек как бы мыслит наизнанку. Он совершенно раздавлен и немощен. У него в душе могут полыхать самые низменные страсти и корыстные желания, того же добра, его личность как бы размыта и он почти не ощущает её, и вот он.. ему остаётся только цепляться за ближнего, спасая его и в нём, в зеркале его страдания, спасая и себя.

Знаете, вот мне хочется задушить таких дам, которые, продаваясь за деньги, плачутся о своей загубленной душе и растоптанной невинности. Соня, чтож ты отцу пенделей не надавала, мачехе не сказала: "Катерина Ивановна, вы вполне можете крестиком иконки для ярмарок вышивать, вот и вносите лепту в семейный бюджет". Нет! Зачем? Ведь как тогда она сможет страдать? И упиваться терновым венцом великомученницы по ходу действия.

Понимаю вас) Да, очень часто такие люди просто.. выбешивают и не остаётся сил их понимать.
Эх, а если бы Родя погиб в Сибири? Соня бы... вернулась к прежнему делу? Это бы её сломило.
Она могла бы.. стать в этой теме инфернальной женщиной.

Представляете, какая фрустрация у нее наступает? И здесь она видит единственный выход - поскорее взять раскольниковский крест на себя...

Очень тонко подметили)

Вот лично я бы сказала: "Так, без паники! Срочно заметаем улики, ложимся на дно и забываем про это! Я тебя вытащу!"

Улыбнули) Везёт вашему любимому))

Спасибо вам за такую редкую и чудную рецензию)


Я много над этим думала (именно со стороны религии) и пришла к выводу, что Соня невольно могла отождествлять себя с пресловутой Марией Магдаленой, блудницей, которая раскаялась и получила прощение и стала ого-го какой известной личностью (поговаривают, будто даже свое евангелие написала). Конечно, судить о поступках Сони, ее жертвенности, с позиции нашего времени не совсем правильно, но можно взять ту же Дуню Раскольникову. Если помните, в романе есть момент, когда Свидригайлов заманивает Дуню к себе и хочет взять ее силой, подавляя ее тем, что ей все равно никто не поверит, "сама пришла". Я вот подумала, что Соня в этой ситуации банально расслабилась и покорилась бы судьбе, чтобы потом упиваться новым для нее горем -- насилием. Что же делает Дуня? Берет пистолет и пытается застрелить обидчика! Вот она, борьба за себя!


Я вот подумала, что Соня в этой ситуации банально расслабилась и покорилась бы судьбе, чтобы потом упиваться новым для нее горем -- насилием. Что же делает Дуня? Берет пистолет и пытается застрелить обидчика! Вот она, борьба за себя!

Очень интересно мыслите)
Видел одну английскую экранизацию ПиН. Так там Родя в переулке... застал Соню, занимающуюся "этим делом".
Их взгляды встретились. Такая мхатовкая пауза взглядов... сильно.

Про Магдалину вы правы. Она просто ухватилась за этот образ как за спасение.
Кстати, у Набокова в романе Камера абскура, есть момент.. в общем, этой борьбы Дуни за себя, с пистолетиком, но Набоков, как обычно, всё перевернул в своём вечном споре с Достоевским ( да там и героиня была - Магда, Магдалина почти. Эдакая Сонечка, которую... понесло))


ога, неплохой текстик (вполне) получился.. есть что-то (во всех этих девичьих "взбрыкиваниях"))