Больше рецензий

16 марта 2012 г. 19:47

530

4

Как намекает название, книга про ночь и её историю. ("Не за что", - вежливо отвечает капитан очевидность). Конкретнее - про историю ночи преимущественно в Западной Европе и преимущественно в Новое время до промышленной революции, хотя Средневековье и наше время тоже в стороне не остались. Автор пишет как про суеверия и приметы, связанные с ночью, про то, как меняло наступление темноты уклад людской жизни, так и про разные виды деятельности, под покровом ночи совершавшиеся.
В книге четыре части: первая - "В тени смерти", про опасности, подстерегавшие ночью, вторая - "Законы природы", про отношение к наступлению темноты церкви и государства, про попытки обезопасить своё жилище, про боязнь темноты и ночные улицы, третья - "Темные царства" - про то, что люди делали в ночное время, если не спали (а они не спали куда чаще, чем кажется на первый взгляд), и последняя - "Частная жизнь" - про тех, кто ночью всё-таки предпочитал спать.
Автор молодец, проделал огромную работу (особенно это видно по ссылкам на источники, занимающим 97 страниц) Очень интересные источники попадаются, особенно дневники и письма, и все, увы, существуют только на английском и вообще где-то за пределами интернета.
Тема очень объемная, сколько не говори - всего не скажешь. Отсюда следует главный недостаток книги - некоторая расплывчатость и недостаточная структурированность плюс повторы. (Фактов много, а выводы скрыты ночной темнотой. Ну что же, чтению это совершенно не мешает).
Отдельное спасибо надо сказать издателям - минимум опечаток, хорошая бумага, указатель имён (даже не помню, когда я в последний раз встречала его в книге) и интересные иллюстрации, гравюры Фернелла с оригиналов Уильяма Хогарта.
Что касается собственно тихой средневековой ночи или страшные спойлеры:

Дальше...

Ох и несладко жилось и спалось ночью европейцам в период позднего Средневековья! Только в позднее Средневековье "ночное время стало до крайности демонизированным" - имеется в виду массовые истерии по поводу призраков, колдовства, творившегося под покровом ночи, злых духов, вурдалаков, козней сатаны и т.д. Экерчт это объясняет тем, что многочисленные и разнообразные перемены, отразившие развал феодальной системы, порождали сильную тревогу, а войны, природные катаклизмы, эпидемии, стихийные бедствия только усиливали чувство беспомощности и неуверенности в себе и в завтрашнем дне. Сильнее всего, впрочем, ночью люди боялись не злых духов, а ограбления и пожара (как и сейчас), но возможностей защитить себя у них было намного меньше. Хотя козней дьявола многие так опасались, что спать в одиночестве не ложились. Да и сон у людей был хуже - спальня грязная, душная, блохи, клопы, не то что центрального отопления - камина и того чаще всего в спальне не было. Рромантика, одним словом. Если в городе живешь, так по ночам ещё и на улицах шумно - не пьяные буянят, так ночные дозорные ходят и молитвы кричат во все горло. Ещё и вплоть до начала 20 века ночной сон у западных европейцев делился на две части, интервал между которыми составлял примерно час (и безо всякого будильника). А всё темнота кромешная виновата и отсутствие искусственного освещения.
Да здравствует промышленная революция, повсеместное распространение уличного освещение и введение специальных охранных подразделений, короче говоря!