Больше рецензий

1 июля 2020 г. 13:29

952

5 Я могу быть не прав, но к истине отношусь трепетно и никогда не буду говорить того, что не считаю верным сам - Р. Докинз

Итак, книга посвящена популяризации биологии, а точнее эволюции. Как явно из названия, своим произведением автор хочет доказать невозможность создания всего сущего Богом (креационизма), что успешно осуществляет, подробно (насколько это возможно для поп-литературы) и ясно разжёвывая теорию естественного отбора Ч. Дарвина.
Эта книга не предназначена для биологов, те и так всё прекрасно знают, а также она не подойдет для религиозных фанатиков (ибо в том случае любые увещевания бесполезны), но для всех остальных она может оказаться полезной, если не полностью, то в некой определенной степени. Я биологию знаю постольку поскольку, с эволюцией знакома, но мало, поэтому более подробное изложение теории Дарвина во многом для меня было ново (в моё время, не знаю, как сейчас, её особо в школе и не рассматривали - главное, что она есть). Огромным плюсом данной книги является то, что Докинз приводит простые примеры, приводит их постоянно, буквально для каждого обсуждаемого аспекта. Читая рецензии, я заметила, что кто-то указывал на малую вариативность примеров (в том числе из книги в книгу), но для меня это, скорее является плюсом. Вместо того чтобы вызывать разрозненность образов в сознании читателя, Докинз заставляет его просто как можно полнее изучить, понять и запомнить что-то одно. И это правильно - ведь, если придет полное (или приближенное к полному) понимание одного явления, то полученные знания уже не так сложно экстраполировать на другие явления этого мира!
При чтении в глаза бросается также упомянутая в других рецензиях витиеватость стиля повествования, множественные повторения речевых конструкций, на первый взгляд, что-то вроде бесплодного мудрствования, но так как я люблю именно такой стиль изложения, для меня это стало плюсом. Автор будто подводит читателя к самостоятельному осознанию проблемы, создается впечатление, что ты как читатель сам приходишь к постулируемой в дальнейшем мысли, она не навязывается. Так тоже уметь надо, чтоб читатель не почувствовал себя совсем уж дураком =) С другой стороны, люди, которые не склонны к научному мышлению, ригидны, да ещё и со сниженным интеллектом (которых как раз-таки много среди религиозных фанатиков), не смогут вынести ни подобный слог, ни понять сути книги. Собственно, всё сводится к тому, что я уже написала выше: если вы верите в Бога, то книга вас не переубедит - в этом плане она бесполезна, а если вы просто хотите узнать что-то новое (или вспомнить), она сыграет свою роль.
Однако мне не понравилась глава "Происхождение и чудо". То ли в этом вина так любимого мной витиеватого стиля изложения, то ли автора, а может, и я сама была не слишком внимательна, читая главу, но она мне показалась спорной и будто подталкивающей к спекуляции о теологическом возникновении мира. Конечно, в книге эта теория ни в коей мере не поддерживается, но именно эта глава создает впечатление неоднозначности.
В основном, видно, что автор знает, о чем он пишет.

Я могу быть не прав, но к истине отношусь трепетно и никогда не буду говорить того, что не считаю верным сам.

Действительно, Докинз никогда не утверждает, имея хоть долю сомнения, никогда не опровергает, если допускает возможность возникновения хоть одной лазейки в аргументации, грамотно использует термины, причем не только в своей сфере. Нет вычурного самодовольства автора, которое могло бы ввести в заблуждение, есть лишь факты, а решение о том, как всё-таки воспринимать возникновение жизни на земле, он оставляет читателю.
В общем и целом для меня значимых недостатков в книге нет (за исключением, пожалуй, 5-6 опечаток на всю книгу, но это беда всей печатной литературы современности и её редакторов), поэтому я бы крайне рекомендовала её к прочтению другим.