Больше рецензий

wondersnow

Эксперт

Сердце воительницы, душа сказочницы.

30 июня 2020 г. 15:00

650

5 Эти книги и эта ходьба.

«Дело было в том, что люди даже в мирные времена склонны тыкать пальцем, выносить суждения, домысливать, а потому в бурные времена осуждалось, если кто не тыкнул пальцем, не обобщил сказанные слова, а это приводило не столько к тому, что человек чувствовал себя оскорблённым, когда узнавал, что говорят другие у него за спиной, сколько к проявлению посреди ночи у твоих дверей людей в балаклавах и страшных масках с пистолетами наготове».

Книги, подобные этой, забирают так много сил и дарят так много эмоций, что после них нет никакого желания браться за что-то другое, перерыв просто жизненно необходим. О громко вспыхнувшем детище Анны Бёрнс я почти ничего не слышала, знала лишь, что стилем роман похож на знаменитое творение Джеймса Джойса, что меня, человека, который уже успел побывать в бурных потоках "Улисса" и умудрился при этом не утонуть, нисколько не испугало. Что касается всего остального, то я понятия не имела, на что подписываюсь, и это сыграло свою роль: я, так сказать, подошла к делу с холодной головой.

О чём и нужно знать, начиная читать сей труд, так это о непростой и кровопролитной истории отношений Северной Ирландии и Англии. Несмотря на отсутствие названий и имён, практически сразу стало ясно, что действо разворачивается в Белфасте 70-ых, и этим объясняется вообще всё происходящее. Впрочем, самое страшное то, что многие моменты актуальны и по сей день, хотя времена, казалось бы, совсем другие. Общество живёт с массой надуманных правил, все пытаются выглядеть нормальными и жить по правильным понятиям, а тех, кто хоть в чём-то отличается от серой массы, тех, кто являет собой яркий луч, начинают затаптывать. Та, которая читает на ходу, жила тихой и неприметной жизнью, не участвовала в пересудах и вообще пыталась не привлекать к себе внимание, но народ нашёл чему возмутиться: девушка, видите ли, читала на ходу. Им был не так страшен человек с бомбой, ибо это для них было уже привычным делом, их больше пугала восемнадцатилетняя молчаливая девушка, которая предпочитала не слухи распускать, а книги читать. «Плохо было быть блестящей, плохо было быть слишком печальной и слишком весёлой, а это означало, что приходилось жить никем». Либо ты одна из нас, либо мы тебя уничтожим, погасив твой свет. В этом моменте, как мне кажется, просто вся наша действительность.

Очень знакомой выглядит и вся эта ситуация с Молочником. Окружающие очень любят обсуждать чужую личную жизнь, им только дай повод позлословить и насладиться своими трудами. Один раз увидев молодую девушку рядом с мужчиной, все в одночасье решили, что они, естественно, любовники, других вариантов нет. «Всегда находятся люди, готовые сочинять что угодно, потом они сами начинают верить в свои выдумки и строят на них новые», – а ты, будь добра, не мешай им упиваться собственным сочинительством. И ведь героине никто не верил, даже её мать, которая то наседала на неё с разговорами о замужестве с правильным юношей, то обвиняла в связи с женатым мужчиной. Даже когда её дочь чуть ли не умирала от отравления, она продолжала в буквальном смысле пытать её этими своими вопросами, она яро противилась тому факту, что все симптомы похожи на проделки местной Таблеточной девицы, нет, это, скорее всего, результаты подпольного аборта! Вот оно, общество: люди готовы терзать ни в чём не провинившихся людей, но при этом они игнорируют тех, кто действительно ненормален, кто несёт опасность.

Пока на девушку давили все без исключения, она тем временем пыталась справиться с самим Молочником. Думаю, каждая девушка хоть раз сталкивалась с таким типом: самоуверенные и наглые, они отчего-то за тебя решают, хочешь ты с ними время проводить или нет. И ведь они, как и персонаж сей книги, на первый взгляд ничего предосудительного не делают, никаких домогательств и даже зрительных контактов, но они следят, внедряются в личное пространство, вызывают страх. «Трудно определить это сталкерство, это хищничество, потому что в это блюдо входило много составных частей. Чуток отсюда, чуток оттуда, может да, может нет, не исключено, не знаю. Постоянные намёки, символика, имитации, метафоры». То же общество почему-то считает, что в подобном поведении нет ничего плохого, раз дело не доходит до физического насилия, но нет, есть, психологическое насилие такое же страшное, и в этом можно убедиться, наблюдая, как главная героиня постепенно сходит с ума из-за страхов и опасений, как она теряет вкус к жизни, отказываясь от того, что ей нравится, боясь, что из-за этого преследователь выйдет на её след. Это ненормально.

Впрочем, в этой истории вообще нет ничего нормального. Она раскрывает все тёмные стороны общества, показывая, каким ядовитым оно может быть, причём по своей же вине. Зачем распускать слухи? К чему закрываться в себе, отрицая то, кем ты являешься? Почему все навешивают ярлыки на кого угодно, только не на себя? Находиться в атмосфере этого романа крайне тяжело, ибо, несмотря на пространность и метафоричность слога, всё слишком узнаваемо. Помимо этого, в романе поднимаются и иные темы и проблемы, и делается это так аккуратно и к месту, что невозможно сказать, что писательница включила эти моменты для галочки. Нет никаких "галочек" и "повесточек", есть люди, разные и уникальные, со своими взглядами и мыслями, чувствами и характерами. Этот роман весьма наглядно демонстрирует, что случается с обществом, которое отторгает других, тех, кто в чём-то отличается от них. Важно помнить: небо не голубое. Пожалуй, то была самая важная сцена. Верь своим глазам.

«Она сказала, что закаты происходят каждый день, что мы не должны хоронить себя заживо, что никакая тьма не бывает столь беспросветной, чтобы её нельзя было преодолеть, что всегда есть новые главы, что мы должны отпустить прошлое, открыться символике, самым неожиданным интерпретациям, что мы ещё должны обнаружить, что мы скрывали, что мы, по нашему мнению, потеряли».