Больше рецензий

30 июня 2020 г. 02:56

602

5 Нестандартно-скандинавский роман

Мой друг Лёха, будучи в сильном подпитии, однажды докопался до любителей скандинавского артхаусного кино. По его мысли, шведско-норвежско-датские режиссеры, а следом за ними и нордически-ориентированные киноманы, считают себя очень глубокими и высокодуховными, но на самом деле... таковыми, мягко говоря, не являются)

В принципе, доля истины в Лёхиных словах есть, и касается это не только кино, но и литературы. Помню, как меня в свое время обломала книжка “Наивно. Супер” норвежской литературной звезды Эрленда Лу. Да и мой любимый писатель-композитор Кетиль Бьёрнстад в конце своей прекрасной трилогии “Музыканты” наворотил такого, что хоть стой, хоть падай. Это мы еще про Лукаса Мудиссона не вспомнили)

Однако второй роман популярного датского писателя Питера Хёга в эту парадигму не укладывается. “Смилла и её чувство снега” - книга от и до прекрасная и восхитительная. И в ней, к счастью, не найти ни психоаналитиков, ни геев, ни кризиса среднего возраста, ни иных терапевтических претензий которые, кажется, плотно оккупировали все скандинавское искусство последнего времени.

Вообще, она стояла на моей полке давно, сопровождая меня в бесчисленных переездах долгие годы. И каждый раз, глядя на корешок, я думал: “Вот выпадет первый снег, и возьмусь. Книжка-то зимняя”. И выпадал снег, и было не до Смиллы. Однако зимой 2019-2020 время, видимо, пришло.

Роман разворачивается в Копенгагене и рассказывает детективную историю о смерти маленького эскимосского мальчика Исайи Кристиансена, который при странных обстоятельствах упал с крыши промышленного здания. Полиция и медицинские эксперты объявляют произошедшее несчастным случаем, мать мальчика, алкоголичка Юлиана, не вполне соображает, что вообще происходит. И только соседка, женщина-гляциолог гренландского происхождения Смилла Ясперсен, видит в этой смерти чью-то недобрую волю. Она и другой их сосед – молчаливый механик Питер Фойл. Оба они дружили с маленьким эскимосом. Именно Смилла становится главной героиней повествования, раскручивая ниточку от странных следов на снегу (в снеге и льде она разбирается лучше всех на планете) до межнационального заговора, имеющего корни аж во Второй Мировой войне.

Детективная история выписана Хёгом чрезвычайно разнообразно и интригующе - и это при том, что на протяжении большей части текста героиня только и делает, что копается в архивах и ведёт беседы с судмедэкспертами и отставными бухгалтерами. Первые 2/3 романа мозговые бури с успехом заменяют экшн. А про последнюю треть я лучше вообще не буду говорить, чтоб не испортить удовольствия.

Интересная особенность книги еще и в том, что посреди текста спокойно может возникнуть абзац-другой по поводу квантовой физики, математики, охоты на птицу, кулинарии, европейской колониальной политики. В каком-то ином случае такие закидоны могли показаться «водой для объема текста». Но Хёг мастерски вплетает их в сюжет - только диву даёшься. Тут тебе и эмоциональный заряд, и глубокое погружение в историю, и интеллектуальные упражнения.

Думаю, “Смилла и её чувство снега” – это замечательное чтение для развлечения. Беллетристика наивысшего пошиба. Ни одной минуты не скучная, каждую строчку – захватывающая, полная тонких наблюдений и лихих формулировок

когда удаётся понять чужое, исчезает потребность объяснять его. Объяснить явление - значит отдалиться от него

- это не цитата из методички по включённому наблюдению, а строчки из всемирно известного бестселлера!

Мои рекомендации!

Источник