Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

29 июня 2020 г. 12:55

1K

5 «Нерусская кольцевая».

О Пушкине бессмысленно что-то писать. Что, спрашивается, можно написать о нашем величайшем авторе, светиле творческой мысли, достоянии России, создателе русского языка в его привычной оболочке, главном поэте, «солнце» и «небе», «безбрежном океане» и «бесконечной Вселенной»? Да отрежут посягнувшему на него его гнусный язык… в смысле, его шаловливые руки.

Тем более невозможно внятное написать на «Маленькие трагедии». Они прекрасны, замечательны, волшебны, значительны, красивы, великолепны, божественны, очаровательны, обворожительны… и что там еще? Пожалуй, уважаемый читатель сам сможет выбрать одно слово, лучше всего описывающее данное баловство Сергеевича (да простит он меня за амикошонство, все-таки он был наш человек, почти брат нам, и уж чего у него не было, так это неуместного снобизма).

Любимое мною лично у него – это «Каменный гость». Вот нравится мне образ, простите, командора, его искренне жалко. Жалко и его жену, дону Анну. Не жалко только главного героя, того Жуана, типичного «лишнего человека», этакого Печорина своего времени, которому нечем заняться, вот он и вмешивается в чужие жизни, уничтожает, а потом становится жертвой своих же бессмысленных поступков.

Потом – «Скупой рыцарь». Поэма не менее мрачная, но в ней, опять же, не жалко умирающего. К слову, я так и не смогла понять, где происходит дело. Может быть, Франция – главного героя зовут Альбер. Но отчего-то имя его слуги – Иван, и это как-то… сбивает с толку. В любом случае сопереживать хочется Альберу, Ивану, герцогу, но никак не упомянутому скупцу, который бессмысленно копит свое богатство, но не хочет, чтобы оно послужило ему или его сыну.

Вообще в «Маленьких трагедиях» много о бессмысленных поступках. В «Моцарте и Сальери» последний совершает бессмысленное в своей жестокости преступление (и сейчас не имеет значения, что это вымысел). Пушкинский Сальери движим завистью и злобою, но убийство не может принести ему ни выгоды, ни облегчения. Все равно, что бы Сальери ни делал, Моцартом ему не стать. Нельзя преступлением отобрать у человека его талант.

А апофеоз сей бессмысленности – это «Пир во время чумы». Поэма о бессмысленности переживаний из-за смерти. Пожалуй, это самый неоднозначный сюжет в «Маленьких трагедиях». Он – уже об искусстве принятия смерти, о фатализме настолько циничном, что он избавляет человека от страха и боли. 1ob0sm3a-r.jpg Так поэмы составляют небольшое вечное целое. Каждая что-то говорит о смерти, о пустоте, хаотичности, бесконечности наших вопросов. Они замечательно дополняют друг друга, и читать их стоит одну за другой.

Мрачный Пушкин все-таки самый яркий, самый смелый. И – самый человечный.

Прочитано в рамках Игры в классики (14 тур).

Комментарии


"Да отрежут посягнувшему на него его гнусный язык… в смысле, его шаловливые руки"-заметьте! Не я это предложил... )))


о Пушкине бессмысленно что-то писать.

Вот бы на этот ты и завершила рецензию)

Понравился Кменный гость больше всего? Тоже очень нравится. Наизусть помню блоковское

Настежь дверь. Из непомерной стужи,
Словно хриплый бой ночных часов —
Бой часов: «Ты звал меня на ужин.
Я пришел. А ты готов?..»

На вопрос жестокий нет ответа,
Нет ответа — тишина.
В пышной спальне страшно в час рассвета,
Слуги спят, и ночь бледна.

В час рассвета холодно и странно,
В час рассвета — ночь мутна.
Дева Света! Где ты, донна Анна?
Анна! Анна! — Тишина.



В любом случае сопереживать хочется Альберу, Ивану, герцогу, но никак не упомянутому скупцу, который бессмысленно копит свое богатство, но не хочет, чтобы оно послужило ему или его сыну.

Скупцы вообще странный народ. Одна буковка и - скопцы.
Не читала Гобсек Бальзака?

Все равно, что бы Сальери ни делал, Моцартом ему не стать. Нельзя преступлением отобрать у человека его талант.

Очень нравится эта трагедия. Тонко проработана.
А как чудно до безумия доводится фактически хороший и трудолюбивый человек.
Трагедия вообще бросает тень на происхождение если не зла в мире, то - бунта против добра и красота, против, если не бога - то божественного.
Как там у Ницше? И карлик, взобравшийся на плечи великаны видит дальше него.
А в нашем мире разве не так?

апофеоз сей бессмысленности – это «Пир во время чумы».

Даяна.. удивлён, что трагедия не произвела на тебя внимание.
Шедевр. Несколько опередивший своё время. Это уже из театра 20 века и экзистенциальности даже.
Ходасевич вообще считал стих о Мэри - быть может лучшим стихом в русской поэзии.

мрачный Пушкин все-таки самый яркий, самый смелый. И – самый человечный.

Да!) Вот из такого Пушкина - вышел Достоевский. А то всё Гоголь, Гоголь...


Вот бы на этот ты и завершила рецензию)

И это был бы неформат. ))

Не читала Гобсек Бальзака?

Нет. У меня с Бальзаком сложные отношения, не очень люблю его.

Даяна.. удивлён, что трагедия не произвела на тебя внимание.

В смысле? "Пир..." мне тоже понравился. Мне все "трагедии" понравились. Просто "Пир..." у меня шел последним в сборнике, поэтому же я поставила его в рецензии последним. Отличная неоднозначная вещь. ))