Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 июня 2020 г. 09:56

4K

4 Заблудившийся смысл или Искусство, которого нет

Внимание! В отзыве присутствует лошадиный пенис. Возможно, 18+.

О вреде поклонников
Автор — поклонник современного искусства. Это хорошо — нет никаких проблем в том, чтоб написать книгу про то, что тебе интересно, что тебе нравится, о чем тебе хочется поговорить. Проблема в том, что поклонники категорически неспособны к критическому взгляду на своих кумиров. Поклонник-биограф захочет, чтоб у его кумира была биография без тёмных пятен. Чтоб их путь был от победы к победе. Чтоб «ни гвоздя, ни жезла» на их дорогах. Результат получается удручающий — в биографии ли Цветаевой от Ирмы Кудровой, где всё плохое, что сделала Марина Ивановна (а сделала она ох как немало — да и кто сделал мало?) пытается либо отрицаться, либо оправдаться. Считаю, что, если ты не можешь холодно отнестись к тому, чем занимаешься, очень опасно этим заниматься. Любящее сердце не претендует на зоркость, а, скорее, склонно отрицать очевидные факты. Вот и Уилл Гомперц, который сделал книгу, с, без преувеличения, большой любовью, но своим слишком восторженным взглядом изрядно отравил объект исследования. Там, где надо было сказать правду — Уилл Гомперц отказался её не то чтоб назвать, а просто её увидеть. В результате история современного искусство превратилась в такой сахарный лубок, способный здорового человека превратить в диабетика, а диабетика так и просто убить. Герои-художники автора это без преувеличения титаны мысли, своим умом и волей ломающие метровые глыбы льда людской косности, а все вокруг падают к ним на колени и кричат: «Да, ты наш Бог! Для тебя есть только правда и искусство! Мы купим твою акулу за 13 млн. долларов!». Такой вот героический подвиг в век героических подвигов. Ей-богу, автор периодически настолько сбивается в левацкий задор (куда там пионерии), что хочется даже как-то приглушить его энтузиазм. Ау, банан это просто банан, цены на искусство есть следствие инвестирования больших денег, и да бросьте вы уже дуться на фотографию, простите вы её, за 100 лет то можно уже.

Моя история искусства
Не вступая в полемику с автором (слишком много вещей, с которыми он выступает, не то чтоб неопровержимы, но даже не нуждаются в опровержении — здесь человек чётко знает своё дело) я выложу свою краткую историю искусства (под искусством автор понимает, в основном, живопись и скульптуру — литература для автора «тёмные лес», поэтому постмодернизм в искусстве для него есть, а несравненно больший постмодернизм в литературе как-бы и не существует).
Самое страшное, что могло случиться с искусством, произошло в XIX в. — была изобретена фотография. Художники могли смело начинать кончать с собой, стало совершенно понятно, что веками сложившаяся и развивающаяся школа портретного искусства, пейзажа и пр. обречена на быструю смерть. Выше фотоаппарата не прыгнешь. Хоть убейся головой об стену — фотография это лучше, дешевле и качественнее портрета. Искусство как отражение объективной реальности — религиозная доктрина, ибо реальность идеальна, её создал Бог, а человек, пытаясь её отразить, приближается к Богу — закончило своё существование. Величайшая метафизическая грудь, кормившая молоком художников, исчезла. И всё из-за дрянной фотографии. Художники не простили этого — они попрощались с концепцией искусства как отражения объективной реальности, и разбрелись кто куда. Конечно, это произошло не сразу, фотография совершенствовалась — но к началу ХХ века Марсель Дюшан ставит свой писсуар в музее. Вот вам, дескать, ваше объективное искусство — жрите! Даже лучше, чем на фоточке! Потрогать даже можно! Но фоточку мы вам тоже организуем. Смотрите, наслаждайтесь на реальный мир через эти паскудные фоточки — это максимум, что вы получите от нас, художников. А мы пойдём туда, где вонючий фотоаппарат не придёт и не сфоткает — мы пойдём в себя!
Не случайно именно писсуар Дюшана провозгласил начало современного искусства — отныне изображать «объективную реальность» так, как это может сделать фотоаппарат — нельзя. Как крестьяне, художники были изгнаны со своим исконных земель, и пошли возделывать новые пастбища. Это новое пастбище и есть современное искусство, а писсуар Дюшана пророк его!

Дорогами изгнанников
Первый логичный вывод, который следует из того факта, что ты больше не можешь изображать объективную реальность — изображать субъективную реальность. «Я так вижу», и так больше никто не нарисует. Реалистичное искусство признаётся ущербным самим по себе, ведь злополучная техника всё испортила, но можно повести искусство другой тропой. И импрессионисты (как пре-, так и пост-) с этим справились весьма успешно. Импрессионизм это одно из немногих вещей, которое ещё можно и интересно смотреть — они выдоили все идеи почти досуха, поэтому шедшими вслед за ними кубистам/футуристам досталась выжженная пустыня. И здесь изгнанники делают новый поворот — искусство это не про реальность! Искусство это слово! Слово стало плотью, а плоть это материя, а отнюдь не только холст и краска. Теперь у направления искусства есть «манифест» — то самое «слово» — без него в эту игру сыграть сложно. Ну а в качестве манифеста будет та самая политическая каша, которая царила в голове жителей Европы начала ХХ века, со всеми вытекающими.
В этом весь смысл современного искусства — это искусство обиженных людей, которых выгнали с мест, где они веками жили и обитали. Это не тот поиск, куда они отправились сами (как хочет представить автор) — это тот поиск, куда они пошли, когда получили пня под зад. Найти надо именно «что-то», поэтому только два направления «современного искусства», которым правда что-то удалось найти, какую-то душу, остались в нашей памяти и получают своё внимание не из-под интеллигентской палки, а сами по себе. Всякие «дадаисты» остались, в основном, в музеях, да, «они оказали гигантское влияние», но вне исторического контекста это золото стоит дешевле чем свинец, из которого его изготовили (О. Генри). Что же за два направления? Конечно, это «сюрреализм» и «поп-арт».

Сюрреализм и поп-арт
Кое-кто из художников сумел найти себя в нарождающемся Фрейдизме и Юнгианстве. Идея, что если вы не можете изобразить реальность, то вы можете изобразить сон — посетила именно их. Сальвадор Дали, Рене Магрит — все они творили «человеческое» искусство. Это не попытка питаться несъедобными колючками в пустыне, а действительно возможность найти некий живой родник. Если вы не понимаете, почему именно сюрреализм вам нравится, а другое «современное искусство» нет — в нём есть какой-то реальный смысл, а не высосанный из пальца. Да, где-то хуже, где-то лучше — но это не суррогат, не подделка, не бутафория.
Видели ли вы поп-арт? Даже если вы не его фанат — вы его фанат. Потому что это язык маркетинга — это то, что окружает вас, это то слово, которое сказало общество потребление, и которым само общество заслушалось. Консервные банки Уорхола не потому произведение искусства, что это консервные банки, а потому что эти банки хочется купить. Главная задача капитализма — заставить вас купить, войти в ваш мозг, и заставить вас раскрыть кошелёк. Искусство, которое побуждает вас к действию! Кстати, поп-арт сам по себе был пощёчина целому ряду художников «старой формации» — он плохо гармонирует с традиционными левацкими идеями (какой художник не левак? Каждый уверен, что он гениален, и ему положено только за то, что он гениален — ядро левацкой идеологии), так ещё и представляет некий практический интерес. Так те, кто не нашёл, завидуют тем, кто нашёл.

Куда пришли?
Куда могли прийти те, кого выгнали? Нашли ли они землю обетованную? Кто-то нашёл — и рисует обложки для товаров народного потребления да ваяет постеры для фильмов. Как? Вам не нравится? Вы такие прогрессивные художники, у вас такое «новое» искусство, но вы хотите выставлять его в «старых» галереях? Чтоб туда приходили люди, и наслаждались? Чтоб на него смотрели? Какие-то вы не очень прогрессивные. Создайте шедевр, да уничтожьте его, никому не показав — почему нет? Это интересно. Это ново. А тянуться к старым галереям, это не что-то передовое.
Это и произошло с современным искусством — от одного берега оно отплыло, но до другого не доплыло (по идеологическим причинам) — болтает его, как гнилушку, и делает оно вид, что всех отрицает. Благо, капитализм поглотил и его — за произведения современного искусства платят гигантские деньги (об этом тоже ещё поговорим), и питаясь с руки капитализма очень легко делать вид, что ты против, и такой вот независимый и передовой. Самые независимые и передовые это подростки в пубертат — «Мам, есть чё поесть?».

Существует ли.
Почему оно существует, современного искусство? Ответ — потому что его производят, всё-таки армию выучившихся художников надо куда-то девать, ну и потому что на него есть платёжеспособный спрос. Нет, не все современные художники модные миллионеры — не надо обольщаться, но в условиях нарастания денежной массы мировая экономика нуждается в неких дополнительных формах инвестирования и накопления. Нужно что-то, что не упадёт в цене (а при нарастании объёмов денежной массы не упадёт), можно хранить, куда можно вложить деньги, и при этом чтоб это ещё можно было транспортировать, плюс престиж. Бинго — это и есть современное искусство. Почему именно оно? Потому что все приличные полотна XVII в. уже давным-давно распроданы, и дураков их продавать нет — это блестящие инвестиции. Предложения по «нормальному» искусству просто нет — а снижать планку по искусству «прошлого» значит поставить под удар всю бизнес-схему, ибо обесценение подорвёт всё доверие к системе. Поэтому лучше современного искусства ничего нет.
Думаете я загоняю? А вспомните как «Новые русские» взвинтили цены на русских передвижников в 00-х? Куча людей, разбогатевших в «Новой России», начали скупать то, что им было интуитивно (скорее «инстинктивно») понятно (Мишка Косолапый как символ платежеспособного покупателя из России в красном пиджаке) — цены на передвижников достигли исторического максимума, при всей, скажем так, сомнительной художественной ценности. Будете ещё утверждать, что искусство вне рынка? А когда ушлые галеристы обнаружили, что богатых лохов можно окучивать — резко расцвёл рынок российского искусства. Впрочем, эта сфера бизнеса всегда была тёмной — и по этиологии денег, которые инвестируют загадочные «анонимы», но и по тому, что галеристы и искусствоведы вовсе не прочь поживиться денежными лохами, сплавив им или подделку, или мусор за большие деньги. Вспомним шумное дело Баснер, которое чётко показало — попытаться обмануть не только «денежный мешок», но и своего старого знакомого-коллекционера, может абсолютно любой российский искусствовед, и пофиг на авторитеты.

О художниках
Не подумайте, что я не люблю современное искусство, или, упаси Боже, современных художников. Мне нравятся бедовые охламоны за их весёлый нрав — набухаться, жить скромной семьёй на 5 человек под кокосом, помереть в 35 лет «от инфаркта» — это, конечно, забавно. Но уж точно я не готов слушать от художников «осуждение консьюмеризма» или другие «высокоумные» и «высокодуховные» идеи. Художники, конечно, не такие тупые как артисты (у тех просто ноль образования, артист меньше чем самая примитивная роль, что он сыграл), но их проповеди это смешно и наивно. Что-то я не видел художников, которые на аукционе, когда за их произведение дали пару миллионов долларов — сняли его с аукциона, и уничтожили его бесплатно. Может, конечно, меня подводит знание — но подобных примеров я не слышал. Осуждаем консьюмеризм, как же. Лицемеры.

Как же понимать современное искусство?
Сейчас я постараюсь, за пару абзацев, пересказать всю книгу. Это не значит, что книгу не надо читать — но основную фабулу можно было изречь значительно короче. «Современное искусство невозможно понять в отрыве от исторического и творческого контекста, в котором оно создавалось». Отчасти, это относится к любому искусству — если вы будете просматривать эволюцию, например, портретного искусства, начиная от Джотто, и заканчивая, например, Веласкесом — вы увидите явную эволюцию. Писать, как Веласкес во времена Джотто — технически невозможно, ещё просто не научились. Это что-то нечеловеческое. Писать как Джотто во времена Веласкеса — уже пройденный этап. Почему книги Владимира Сорокина именно такие, а не другие, вам будет совершенно непонятно в отрыве от той эпохи, в которой работал Сорокин. По этим же причинам вы всегда сможете понять, почему и Сорокин, и Пелевин сейчас пишут хуже, чем раньше.
Невозможно понять шок от Чёрного квадрата Малевича, пока ты не примеришь себя на тот исторический контекст, в котором квадрат был создан. Не вспомнишь, что на экспозиции он находился в «красном углу» — там, где люди привыкли видеть иконы, оказался «чёрный квадрат» — «абсолютное ничто». Поэтому любое объяснение современного произведения, поскольку к ним слабо применимы эстетические категории вроде «красиво», это экскурс в историю искусства как таковую. И чем современнее искусство — тем глубже должен быть базис знаний. Поэтому мой ответ простой — вы не поймёте, «в чём прикол» современного искусства, если не узнаете, в ответ на что оно появилось. Собственно, автор книги это и декларирует.

Существует ли искусство?
Когда мы начали видеть искусство во всём, мы настолько разводнили это понятие, что понятие «искусство» как таковое исчезло. Искусство это «всё», а значит «ничто». Искусства нет. Забавно, что делать с художниками и прочими «творцами» — они провозглашают что «искусства нет», и продолжают его делать, а не идут на завод — но это обычные двойные стандарты. В конце концов какой-то логической последовательности от художников ждать не стоит — они не про это. А если искусство это всё — решительно всё может стать искусством.
Например, я размещу в данном отзыве фото лошадиного пениса (на самом деле не размещу. Если кому-то интересно посмотреть на лошадиный пенис — гугл вам в помощь. Наверняка там есть разные. И простите меня все те, кто зашёл в этот отзыв только за этим — это моя дань современному искусству, которого нет). Это просто картинка, или искусство? Если я художник то да, это искусство. И я могу легко его объяснить.

«Данное фото подчёркивает ту озабоченность современного общества на теме секса, в сочетании с грубой маскулинностью. Здесь маскулинность возведена в абсолют — главный маскулинный предмет главного маскулинного существа. Данное фото высмеивает общество потребления, и даёт нам возможность увидеть невозможность смотрящего абстрагироваться от навязанных стереотипов. Выставка „После феминизма“ 2020. Авт: Германарих».

Это искусство? Как по мне — полная галиматья это, а не искусство. И в то же самое время эта галиматья от сертифицированного «творца современного искусства» может оказаться в соответствующей галерее. Думаете нет?
В этом смысле надгробием над искусством может выступить тот же писсуар Дюшана. За исключением упоминавшихся сюрреалистов и поп-арта искусство действительно мертво — дальше пресловутого писсуара мы так и не сдвинулись. Гимн «Нового искусства», который грянул в ХХ веке, в том же веке и закончился — остальное это некрофилия.

А может всё должно было стать иначе?
Куда могло пойти искусство, если б, обидевшись, не свернуло на ту дорогу, финалом которой стал знак «Искусства не существует»? Например, оно могло пойти в сторону наращивания смысла искусства, а не формы выражения взгляда художника. Да, фотография это, физически, намного точнее чем портрет — но разве это повод отказаться от портрета? Почему нельзя написать «динамический» портрет, характеристика не только внешности, но и личности модели? То, к чему шло всё портретное искусство, когда читающего человека изображали с книгами на заднем плане, а на его ориентацию могли намекать особые цветы. Можно ли было найти себя в других смысловых аспектах выражения — ведь тот же сюрреализм прекрасно показал, что искусство, вполне традиционное, востребовано, и нисколько не может быть умалено фотографией, ибо фотография это просто техника. Конечно, могло. Но здесь мы приходим к другому выводу — если б художники действительно обладали тем же интеллектуальным потенциалом, что и их паства, они могли бы дойти до этого. Но, боюсь, личная обида художника на технологию, отнявшую у них кусок хлеба, и обрёкшая на унизительные сравнения «а на фото было бы лучше» не позволила найти им иной путь. Как пьяница из анекдота, художники пошли «искать под фонарём», т.к. там светлее. Куда дошли вы и так знаете.

Резюме
Это хорошая книга, хотя если вы знакомы с современным искусством — ничего нового вам не скажут. Автор умолчит там, где молчат все (чёртов фотоаппарат), автор провозгласит то, что говорят все (искусства нет). В плюсах данной книги можно отметить то, что она читабельна — цельный монолитный текст, похожий на качественной эссе. Гомперц — хороший писатель, а его работа производит впечатление единого произведения. По крайней мере книга значительно лучше книги Рида (писал о ней здесь)
Минусов тоже достаточно — в книге очень мало иллюстраций. Автор сыпет гигантским количеством отсылок — но в книгу их добавлять никто не стал. Могли бы хоть сайт какой-нибудь дать, где собрали изображения. Смысла покупать бумажную версию (а читал я именно бумажную версию) — нет. Издатели, ленивые морды, могли бы и постараться, и решить вопрос с правами, если такие проблемы есть (уверен, что есть).
Кое-где я просто начал чесать за ухом — в картине Иоганна Фюзели (!!!) автор нашёл нечто для меня совершенно новое (признаюсь, люблю Фюсли, хотя как художник он, конечно, не очень):

«от „Ночного кошмара“ (1781) Генри Фюзели, где инкуб сидит верхом на спящей красавице, готовясь овладеть ею (или уже сделав это).»

Я не поленился — нашёл эту картину, ибо её помню хорошо, и она очень известная. Сидящий на груди женщины бес душит её — классический пример асфиксии во время сна, часто во время кошмаров, когда человек не может вздохнуть. Да. Причём тут «овладел»? Автор, видать, современного искусства пересмотрел.
Иоганн Генрих Фюсли. Ночной кошмар
А так читать можно — хорошая, крепкая работа. Если вы вообще ничего не понимаете в современном искусстве, и хотите что-то о нём узнать — точно вперёд. Мой последний совет — к современному искусству отнеситесь с иронией, равно как и к подходу автора. Это всегда полезно. И да, «современное искусство» для автора только то, что принято в его тусовке — соц. реализма вы тут не увидите.

Комментарии


Прекрасная рецензия. Большое спасибо


Вам спасибо, что читаете. :-)

Блестяще!!!


А про фотографию вытесняющую, у меня тоже вопросы имеются. Сама-то она начала стремиться к немашинному изображению, даже пытается порой откреститься от реалистичности изображаемого, в ход идут всякие приблуды для создания эффектов, да тот же Фотошоп не для правдивости придуман. Разве это не возвращение к живописи? Не стремление к свободе художника, не зависящего от аппарата?


Собственно, я об этом говорил. Фотография форма искусства, самостоятельная, а не попытка оставить "художников" "без работы". Другое дело - когда рушится, например, портретная школа, знания в которой копились несколько сотен лет - поневоле возненавидишь эту технику.


Ну и да, фотореализм ещё же! Эстес же прекрасен, разве нет?
(Вот я вам тут нафлудила))


Сколько людей - столько и форм самовыражения. Фото просто одно из них.


Интересно, спасибо :)

Портрет, мне кажется, не умер. Он живее всех живых. Есть целая когорта художников, которые только и делают, что их пишут. Целая студия Грекова, например, годами фигачит маршалов, президентов и героев войны с гранатой перед вражеским танком. Есть и такие, которые с удовольствием изобразят жену какого-нибудь богача в образе хоть Екатерины II, хоть Артемиды. Это несомненно продолжает "дофотографическую" традицию :)
А современное искусство действительно имеет в своей основе не технику живописи и не символизм, а текст. Художнику надо не столько подбирать краски, сколько создавать манифесты, чтобы консервированные акулы продавались.
Думаю также, что новые технологии сулят-таки нам и новые выразительные средства. Подождём, может, увидим что-нибудь по-настоящему новое и удивительное.

Впрочем, я не такой знаток, как вы. Мне книга понравилась намного больше, чем вам :)


Ещё есть Шилов, Глазунов и Никас Сафронов - куда уж портрету умирать. После таких продолжателей ему впору воскресать, и передушить их. :-)
Мне книга на самом деле понравилась - это едва ли не лучшее про современное искусство, что я писал. Но где-то к середине задор автора начинает утомлять - он действительно относится к современному искусству без критики.


Критиков у современного искусства и без Гомперца хватает. Их девиз: мой пятилетний сын лучше нарисует :)))


Самое забавное, что так и есть. :-) Но пока "худсовет современных искусствоведов" не признает это искусством - это будет мазнёй.
Впрочем, это работает не только в искусстве - вон Грета Тунберг. Куча дядь её признала - и на тебе, "юный философ" и "надежда будущего".


Что-то давно не видел я Грету в телике. Скучаю :)))

Грету затмили новые философы. Вот уж где тотальный пересмотр истории, обалдеть просто. Конечно, король Леопольд был тот ещё говнюк, но как-никак это ему принадлежит фраза "ребята, давайте жить дружно" :))) Девиз и портрет его можно и сегодня видеть на ордене :)))


Вы скучаете по ней? Ужас. Вот уж действительно странные вкусы. :-) По Грете когда-то высказался Маэстро.


Что это за придурок? Вы издеваетесь, что ли, когда предлагаете мне его слушать?
Охренеть не встать. Вот уж действительно вкусы бывают разные.


Это великий историк. Ну и да, придурок. :-) Разве Грета лучше?

При чём тут Грета?
Просьба хамов мне не присылать, будь они хоть трижды великими.


Наверно, я неудачно пошутил. Бывает, не всегда ж шутить удачно. :-(

Как большой любитель искусства, а как сказал Эгон Шиле «Нет современного искусства, есть только искусство, а оно вечно» и как человек, который 5 лет назад каждые выходные посещал по несколько выставок в Москве, не могу согласиться с вами.
Искусство чувствует себя очень и очень хорошо. Можно даже сказать, что оно чувствует себя лучше, чем когда либо. И доказательством этому служит…Китай. Да-да, мировая фабрика под названием Китай даёт нам прекрасный образец того, как искусство работает в современном мире. Ведь что делает Китай? Китай и Ко производят то, что было придумано в Европе. Конечно, не всё что придумано в Европе, является искусством, но некоторые вещи определённо этим являются. В любом случаи главным является то, что западный мир занят творческой деятельностью, в то время как страны третьего мира и развивающиеся страны, включая Китай и Индию, заняты производством. Как я люблю говорить на этот счёт, придумать ЛЕГО и производить детали ЛЕГО, это две очень большие разницы. Выплавлять детали конструктора вы можете в любой стране мира, в любой глухомани, но вот придумать ЛЕГО можно только в развитых странах капиталистического мира. И это не только ЛЕГО, но и современные технологии, включая роботов, софт для компьютеров, автомобили и так далее.
Так умерло ли искусство? Вовсе нет. Современная архитектура бьёт рекорды по новизне, креативности и что самое главное, функциональности (экологическая или зелёная архитектура; Заха Хадид). И я говорю не только про гигантские небоскрёбы, как например «Бурдж-Халифа» в ОАЭ. Далее, абстрактное искусство, частью которого был Баухаус. Влияние Баухауса настолько огромно, что и по сей день люди говорят с придыханием. Именно благодаря Баухаусу мы имеем современный дизайн, который проявляется в тех же смартфонах, автомобилях, бытовой технике и пр. Создавать продукты теперь не главное, а главным является создавать красивые и функциональные продукты (хотя, тут присутствует и такое «развлечение» дизайнеров как дизайн ради дизайна, вспомним знаменитую соковыжималку Филиппа Старка), а это – роль дизайна. То, чего достиг дизайн сегодня, является заслугой развития искусства XX века. Это абсолютно новый уровень, который не просто появился как ответвление от классической живописи (точнее от конструктивизма, супрематизма, и абстрактного экспрессионизма), но это является комбинированным направление. Т.е. дизайн +. Дизайн + архитектура, дизайн + товары повседневного спроса. Дизайн + автомобили. Это новый этап развития искусства. И это превосходит всё то, что было до XX века.
Далее, ландшафтный дизайн. Новая отрасль, которая становится всё популярней. И заметьте, он, как и дизайн, та же работает в связке – в связке с архитектурой и урбанизмом (к примеру, New York City. The High Line).
Далее, художник компьютерных игр. Современное направление, но которое играет большую роль в современных играх. Я не знаю, стали ли производители компьютерных игр, такие как EA, Blizzard, Ubisoft или Bethesda, такими же крупными какими являются киностудии, но то, что игровая компьютерная индустрия, это отрасль с многомиллиардными оборотами, это точно. И функция художников, аниматоров и пр., тут центральна. Посмотрите, какие великолепные и детализированные миры были созданы в Diablo и The Elder Scrolls.
Другие примеры: стрит арт (не одним только Бэнкси едины, кстати), кино (от чёрно-белого нуара 20-х до современного Джокера), музыка (от классики до неоклассики в лице таких композиторов как Hans Zimmer и Ludovico Einaudi), компьютерная графика в самых разных её проявлениях, фотография (от классиков таких как Эллиотт Эрвитт до журнала Vogue), Fashion-индустрия (от переосмысления корсетов такими дизайнерами одежды как Кристиана Лакруа, Александр Макуин, Жан-Поль Готье, Тьерри Мюглер до «Космические одежды. Мода в невесомости».
Если поискать, то можно найти и другие проявления современного искусства или то, чем стало искусство в XXI веке. Важным является то, что искусство живо и чувствует себя очень даже хорошо. Я бы даже сказал, что оно как никогда востребовано. Книги по бизнесу наполнены советами о том, как стать креативным или как открыть креативность в себе. Делается это потому, что производить становиться всё дешевле и дешевле, что на рынок каждый год выбрасывается тонны однотипных товаров, которые, в основном, копируют лидеров рынка. Теперь требуется что-то новое, радикальное, креативное. И только искусство это может дать. Поэтому все так помешаны на креативности, т.е. на искусстве.
Я не знаю, как обстоят дела в той части (современного) искусства, которое занимается непосредственно живописью, но судя по документальному сериалу «How to Look at a Painting» (2011– ) и документальному фильму «Современное искусство: Великий мыльный пузырь» (текстовый аналог – «Как продать за $12 миллионов чучело акулы»), дела обстоят плохо, да. Тем не мене, это лишь часть искусства. Небольшая её часть. Ибо XX век не только положил конец классическому искусству XVII века, но он разрушил монополию, которое оно держало. Промышленная революция, интернет революция, массовое производство, подъём среднего класса (+ подъём консюмеризма) и глобальные изменения в технологиях поставили искусству (art) другие задачи (хотя даже в такой ситуации художники чувствуют себя вполне комфортно и имеют (имели) неподдельную популярность, что продемонстрировали такие непохожие художники как Джорджия О’Кифф и Х. Р. Гигер).
Я не думаю, что искусство может умереть, прекратить своё существование. Ибо искусство – это и есть цивилизация (вспомним уже ставшей классикой документальный многосерийный фильм «Цивилизация» — «Цивилизация с точки зрения лорда Кеннета Кларка»). Без искусства, в самом широком смысле, т.е. живопись, дизайн и архитектура, как завещал нам легендарный Эрнст Гомбрих, не было бы никакой человеческой цивилизации. С чего начинается книга «История дизайна» Шарлотта Филл, Питер Филл? С каменного века, с наконечников стрел людей, живших тогда, т.е. с первых времён. Архитектура? Первые жилища, в которых жили люди в каменную эру. В книге World Architecture: A Cross-Cultural History by Richard Ingersoll, автор начинает с древесных (ветки, листья) хижин и хижин из костей животных (Ukrainian bone hut, ca. 15,000 BCE). Живопись? Пещерная живопись (Dordogne, southwest France. Lascaux Caves, 17,000 BCE.).
Искусство может умереть только вместе с цивилизацией и никак иначе.


Кто тут сказал, что искусство умерло? У вас удобная позиция, взять не мои тезисы, и опровергать их. :-)


Я понял вам именно так. Современное искусство мертво, в кризисе, его не существует, оно маргинализировано.


Ну в кризисе это автоматически значит, что не мертво. :-) Как-раз таки только мертвый не испытывает кризисных ситуаций.
Да, кризис есть - хотя бы просто потому, что если мы, ретроспективно, прикинем, как именно развивалось современное искусство, мы увидим что развития не было.
Вот есть вид искусства - шахматы. Можно разбросать все фигуры, и сказать "шахмат не существует". Но при этом в любом случае будет понятно, кто шахматист, а кто просто придуряется - т.е. с этим видом искусства не работает. Есть литература - там тоже не будет работать хаотичный набор букв. Т.е. есть искусства, где эта "современная" манера просто мусор, она не работает - а вот в изобразительном искусстве работает. И это только малая часть особенностей искусства. Должно ли искусство своей целью поставить доказательства тезиса, что "искусства нет"? На мой взгляд - это очень странная цель, которая содержит в себе внутреннюю ошибку. И существовать искусство тогда, получается, может только за счет внутреннего диалектического противоречия. Но это уже совсем другая тема.


Я полностью согласен с вашим посылом, что «Самое страшное, что могло случиться с искусством, произошло в XIX в. — была изобретена фотография» (правда, я считаю, что точкой был «Чёрный квадрат» Малевича, а не писсуар Дюшана). Произошёл поворот. Произошло то, что в экономике принято называть термином «созидательное разрушение». Но это не стало началом или причиной кризиса (по мне, кризиса и не было). И весь мой комментарий об этом как раз и говорит, т.е. что никакого или практически никакого кризиса современное искусство или лучше сказать, искусство в XX веке, не испытывало. Даже наоборот, XX век стал подъёмом. Возможно даже таким, каким было Возрождение.
Я понимаю, Хёрст со своими акулами и бриллиантовыми черепами – будоражит, но он не является символом современного искусства или отражением современного искусства, т.е. на нём не замыкается/ограничивается современное искусство. Искусство или современное искусство, оно несравнимо больше, оно более многогранное. Это важно понимать. Важно понимать, что если один-два или больше современных художников вам не понравилось, это вовсе не значит, что вам не нравится современное искусство. Это значит, что вам не понравились конкретно эти два-три художника (или даже конкретные работы этих художников). Мне тоже не все нравятся выставки современного искусства, а выходя из музея, я даже иногда бежал в Макдональдс за порцией большого чёрного кофе, ибо выставка ничего кроме скуки и как следствие, объятий морфея, у меня не вызывала.
Современное искусство – очень и очень велико и многообразно. И оно не было в кризисе.
P.S. Не сужайте фокус.
P.P.S. Кстати, а с чего вы решили, что современное искусство было (или есть) в кризисе? Это автор этой книги утверждает?


Кажется, я понял в чём проблема - в разном понимании слова "кризис". Вы воспринимаете кризис как что-то плохое, а как по мне, слово "кризис" прекрасно подходит к своему церковному прародителю, слову "суд". Понятно что современное искусство сейчас чувствует себя лучше чем классическое - за него платят гигантские деньги (об этом писал). Здесь вопрос в другом - куда пришли? После писсуара Дюшана (ок, Квадрата Малевича) всё, что смогли предложить художники через 100 лет - тот-же чёрный квадрат. Т.е. это интересная ветвь, которая много открыла об искусстве, но не оказалась ли она бесплодной? Как ВАЗ 2101?
И да, я не могу сказать что мне не нравится современное искусство я этого тоже не говорил. Я говорил, скорее, о некоем философском тупике, в котором оно оказалось. Закономерный тупик, если мы размываем границы между "искусством" и "жизнью".


Здесь вопрос в другом - куда пришли?

Куда пришли? Ну, я как раз на этот вопрос и ответил в своём первом комментарии. Или нужна какая-то одна идея, одно определение, хотите как-то это определить, типа «импрессионисты», «дадаисты» или «футуристы»? Да, сейчас такое сделать не получится. И в своём первом комментарии я так же обозначил (косвенно), почему это сделать невозможно или практически невозможно (искусство разветвилось). Но только что это даёт? Вот, к примеру, мы имеем таких художников как О’Кифф, Х. Р. Гигер, Рой Лихтенштейн, Джексон Поллок, Эдвард Хоппер. Чем они и их творчество отличается от художников 17-19 вв., в фундаментальном смысле? Да ничем! Тот же Гигер, это Босх 20-21 вв.
Если же хотите совсем современных художников, то могу посоветовать документальных фильм «How to Look at a Painting» (2011– ). В этом док. фильме автор как раз глубоко копает в работы ныне живущих художников, рассказывает о смысле (философии) их картин и пр. Если английский у вас хороший, то можете попробовать поискать этот сериал в интернете.
Философский тупик? Расшифруйте, что вы имеете в виду. И что это получается, что у художников рококо и портретистов философский смысл был, а у О’Кифф, Гигера, Лихтенштейна, Поллока, Хоппера, Буржуа, Эрнста Неизвестного, Сидура, Джозефа Кошута, Анатолия Зверева, Оскара Рабина, и пр., его нет (я знаком/был на выставках этих художников)?
Более того, вы множество раз упоминаете стоимость картин, как будто это важный показатель. Возможно, это в вас говорит экономист, однако к искусству такой тип мышления неприменим. Если на аукционе Sotheby's картины Дега продаются дешевле, чем картины Моне, это вовсе не значит, что у Моне более лучшие/качественные картины, чем у Дега. Это ровным счётом ничего, абсолютно ничего не значит в плане искусства. Цена любых работ художников находятся вне мира искусства, ибо они не определяют ни качество работ художника (по сравнению с работами других художников), ни вклад художника в мировое искусство, ни что бы то ни было (включая наличие или отсутствие какой-либо философии в этих работах). Это вообще другая отрасль, как деревообработка, которая связана с изготовление рамок для картин.


Мы с вами все-таки немного о разном. Кризис это тезис "Искусства нет", который современное искусство водрузило на знамя. Вы ж наверняка бывали в крупных музеях посвященных современному искусству. Или в не очень крупных, типа Берлинского (ну как, всё относительно). Ведь главная мысль искусства сейчас это чистая левацкая идеология - нет искусства, а, следовательно, хаотичные капли на холст равновелики, например, Джотто. У искусства до ХХ века существовала и цель, и миссия - объективная передача окружающего мира который, как мы знаем, создан господом. Поэтому человек искусства предполагает ещё и некоторый духовный вектор. Сейчас всего этого нет - и получается совсем уж пустая оболочка. Не значит, что развития искусства нет совсем, но современное искусство: 1. Напрямую зависит от слова. Без манифеста уже не работает; 2. Потеряла изрядную часть своего смыслового стержня. Я об этом и писал в рецензии.


Кризис это тезис "Искусства нет", который современное искусство водрузило на знамя.

За всё то время что я посещал музеи современного искусства, как в Москве, так и других городах Европы, я этого лозунга не виден. Откуда он взялся, кто его придумал и не был ли он индивидуальным высказыванием какого-то отдельного художника, мне не известно. Так же, те десятки документальных фильмов, что я посмотрел (как на русском, так и на английских языках), не упоминают об этом.
Единственное что-то более-менее похожее, это замечание об окончании «старого» или классического искусства, точку в котором символически поставил квадрат Малевича. Но и тут мы всё же имеем определённое акцентирование на факте окончания главы и начале новой, а не о конце чего-то, как такового.
В общем, это красивая, но малозначащая фраза. Для какого-то художника участвующего в биеннале, это может быть источником креативности, но не более.
Да, леваков в современном искусстве действительно много. Я бы даже сказал, их ну очень много. Тот же Бэнкси, главный представитель стрит арта, это типичный левак, причём 100%. А уж сколько феминисток, которые уже не скрывают свой союз с левыми, и подавно завались. Вон, даже Мэри Бирд, автор многих документальных фильмов по истории Древней Греции и Рима, а также книги «SPQR. История Древнего Рима», не удержалась и создала документальный фильм «Mary Beard's Shock of the Nude» (2020– ), в котором феминизм и тема бодипозитива куда больше чем самого искусства. Вот где история Древнего Рима и Греции и где тема искусства в целом (автор в этом документальном фильме не ограничивается искусством одной лишь древней Греции и Рима)? К теме феминизма я бы отнёс также художницу Луиз Буржуа с её пауками. Всё так. Но ведь это, тем не менее, искусство. Конкретно это искусство или конкретно этот художник может вам и не нравится, но это не отменяет факта, что это выставка или этот художник являются частью искусства. Мне не нравятся идеи, что стоят за многими работами Бэнкси, но нельзя не отметить его талант, его новизну и его провокационность. Кого копирует Бэнкси? Никого! Он является первопроходцем. И в этом смысле он Джотто, Микеланджело или Рембрандт 20-21 вв. Мне кажется, левацкая повестка дня в американском искусстве не нова и преобладала всегда. Ведь можно вспомнить знаменитые фрески в Рокфеллер-плаза (или Рокфеллеровском центре), на которых мексиканский художник изобразил Владимира Ленина. Кажется, незначительная история, но эту историю я слышу постоянно, когда речь заходит об архитектуре/искусстве США.
В общем, я хочу сказать, задачей искусства не является понравиться всем и каждому, а, как сказал Карл Краус, «Задача искусства — протирать нам глаза». И с этим оно вполне справляется. Современное искусство может обращаться к вопросам экзистенциализма, оно может быть о сегодняшних проблемах (стрит арт, как я не устаю это повторять, является искусством протеста, это основа и суть стрит-арта и оно всегда вне закона, оно всегда нарушает закон ибо изображение наносится на частную собственность), оно может развлекать как развлекали работы художников прошлого которые изображали обнажённых женщин и где сюжет никакого отношения к религии не имел (Обнажённая маха; Рождение Венеры и «Весна» Боттичелли). Вы скажете, а где тогда искусство и не искусство. Ответ может дать само общество (как сказал Блэки Лоулесс, «Искусство — это образ, а настоящее искусство — это образ, провоцирующий мысль»), профессиональное сообщество (не путать с аукционными домами и частными галереями, которые занимаются бизнесом, а не искусством) и время (в истории с импрессионистами и Ван Гогом в частности, это особенно ярко проявилось).
Что касается духовного вектора, то это заслуга философов и учёных Нового времени и последующей французской революции, которые подвергли сомнению существовавшее миропредставление (включая представление о том, что всё вращается вокруг земли, а монарх есть земной представитель божественной власти на земле). Это им скажите спасибо, что они разрушили ту иллюзию библейского мира, который так долго выстраивался святыми отцами Католической церкви. Какую духовность вы хотите в сегодняшнем нерелигиозном мире? Вы ждёте от большей части художников, что бы они опять начали изображать в своих работах религиозные мотивы? Думаю, сначала для этого нужно, чтобы литераторы 90% своих книг посвящали этим вопросам, а не историям про оборотней, эльфов или частных детективов. Другими словами, вернуться в «тёмное средневековье» с его картинами Босха и даже картинами Караваджо, уже не получится. Я уж молчу про то, что публика уже не такая религиозная, что была раньше. Да и вы сами будите отплёвываться от такого «искусства». Я ведь сомневаюсь, что вы большой любитель религиозных книг, фильмов и музыки.
Но самое главное - а где вы нашли духовность? Много ли духовности в картинах импрессионистов? Много ли духовности у Уильяма Тёрнера? Много ли духовности у Боттичелли в его самых знаменитых работах «Рождение Венеры» и «Весна». Много ли духовности в портретной живописи и в живописи голландской, типичными представителями которой являются Ян Вермеер, Брейгель и Ян ван Эйк? А что насчёт самой знаменитой картины – «Мона Лиза»? Если посмотреть, какие картины старых мастеров больше всего популярны, то окажется, что это нерелигиозные картины. А те, что религиозны, как например картины Караваджо, то окажется, что в этих картинах больше самого художника, его взгляда/личности, чем самой религии. Религия на таких картинах отходит на второй план. А вот те картины, на которых художник практически незаметен, те картины публика обходит стороной, она их видит, но не запоминает, ибо на таких картинах не присутствует личность художника, но только сам религиозных текст. Такие картины скучны и ничем не интересны.

2. Потеряла изрядную часть своего смыслового стержня.

Этот тезис легко опровергается работами Х. Р. Гигер, вся суть которых, предупредить человечество об опасности симбиоза технологий/машин и человека. Все работы этого художника, они как раз об этом (более подробно об этом рассказывается в документальном фильме «Тёмная звезда: Мир Х. Р. Гигера» (2014)). И это не просто а-ля Терминатор. Это именно что симбиоз. И что, вы хотите сказать, это не является достойным содержанием? Это я привёл только один пример, а если покопаться более подробно, у многих других современных художников отыщется глубокий философский смысл, да такой, которого не было в работах предыдущих художников (ибо для тех художников костылём служили религиозные тексты и им не приходилось самим задумываться о философских проблемах). В этом смысле, я считаю, что современное искусство требует от зрителя намного больше умственных усилий и большей тренировки, нежели в прошлом, где всё было просто и понятно. Сейчас на помощь уже не придёт Библия, сейчас вы сами, без подпорок, должны встать на ноги, сами понять. И вот это требует усилий, это требует труда. Нужно думать! А люди не хотят думать, они хотят как в тех американских комедийный сериалах с закадровым смехом. Вот и вы пишите, что, дескать, хорошо было раньше, когда религиозные мотивы всё объясняли человеку и всё раскладывали по полочкам и не приходилось зрителю самому думать, что же хотел сказать художник. Такой закадровый библейский смех.


Мне кажется, в вашем тексте есть ряд противоречий.
Если вы считаете, что искусство сейчас несёт те же нравоучительные паттерны (вы привели пример с Гигер), а всё изменилось лишь в виде формы - то вы констатируете деградацию искусства. Ибо получается, что смысловой стержень не изменился, а форма деградировала. Объяснить изменение формы можно через изменения смысла.
По поводу тезиса "Искусства нет" - право слово, странно что вы его не слышали. Чёрный квадрат Малевича, абсолютное ничто вместо искусства. Писсуар Дюшана - обычные предмет вместо искусства. Всё есть искусство, а, значит, искусства нет.
По остальному тексту не вижу смыслу спорить - многие тезисы я сам высказывал в своей рецензии выше, не вижу в них предмета для спора.


Если вы считаете, что искусство сейчас несёт те же нравоучительные паттерны (вы привели пример с Гигер), а всё изменилось лишь в виде формы - то вы констатируете деградацию искусства. Ибо получается, что смысловой стержень не изменился, а форма деградировала.

Почему я констатирую деградацию искусства? Изобретение масляных красок не является же деградацией, так ведь? Вот и тут то же самое. Какая разница, какими средствами пользуется художник? Важны идеи, а не то, используется ли для их выражения мел, чернила, краска, мозаика, вырезки из газет или фотография.

По поводу тезиса "Искусства нет" - право слово, странно что вы его не слышали. Чёрный квадрат Малевича, абсолютное ничто вместо искусства.

Чем отличается квадрат Малевича от картины Рубенса «Три Грации»? Только не говорите, что «Три Грации» было сложнее писать. Как сказал Анри Матисс, «Точность — это еще не истина».
Кстати, в мире искусства Россия известна только одной группой художников – русскими авангардистами. Т.е. все те документальные фильмы и книги об искусстве, что я смотрел и читал, говорят, если идёт речь о вкладе России в мировое искусство, только и исключительно только о русском авангарде. А это как раз Малевич, Кандинский, Татлин и другие. Как сказал Поль Гоген, «Искусство — это либо плагиат, либо революция».

Писсуар Дюшана - обычные предмет вместо искусства.

Фонтан Дюшана не о том, что любой предмет может быть искусством, а о том, что любой предмет можно использовать для создания искусства. Другими словами, вместо красок и мрамора можно использовать любые предметы. Повторюсь, важна идея и как эту идею художник смог выразить, а не то, что он использовал для этого.


Это шедевр! Эта самая рецензия. Счастлива, как бываю редко. Спасибо! И смешно получилось, и метко. Я сама с удовольствием прочитала эту книгу полгода назад. Теперь в присутствии невиданного ещё объекта современного искусства не впадаю ни в тоску, ни в ступор. Приближаюсь аккуратно, стараясь не получить телесных повреждений, и задаю себе вопрос, рекомендованный (опосредованно) Гомперцем: "Что оно делает со мной? То же, что его предшественники или что-то иное?" И, соответственно, позволяю оказывать влияние. Очень удобно. Раньше и не догадывалась, что всё так просто:))


Спасибо. Мне очень приятно. :-)