Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 июня 2020 г. 14:22

2K

4.5 Жёсткая и шокирующая история о вампире

Пригород Стокгольма Блэкенберг. На первый взгляд Оскар – тихий и застенчивый мальчик, который горячо любит свою мать и вечерами гуляет по лесу. Однако на самом деле в душе у него совсем не спокойно. В школе над Оскаром постоянно издеваются одноклассники – грубо и жёстко. Взрослые не понимают, так что тот ничего не может сделать в ответ. Парень терпит и копит злобу на всех, вымещая свой страх на трухлявых пнях и деревьях – благо у него есть острый нож, украденный из магазина накануне. В это же время в городе стали происходить убийства: детей, стариков и женщин находят подвешенными за ноги с перерезанным горлом и спущенной кровью – жестокое ритуальное убийство, не иначе. Именно так думают окружающие. Но всё гораздо сложнее. Оскар жалеет, что не с ним происходит такое, ведь тогда прекратились бы все унижения.

По соседству с Оскаром поселяется девочка со своим отцом. Эли такая же скрытная и загадочная, да к тому же – ровесница. Двое быстро находят общий язык, хотя в поведении Эли много чего настораживающего. Почему-то она выходит из дома только с наступлением сумерек, поразительно выдерживает холод, постоянно бледная и задумчивая – будто не от мира сего, очень хорошо прыгает и лазает по деревьям. Не менее подозрительны и отношения Эли с отцом – да и отец ли он ей вовсе? Кто она и какое отношение имеет к череде ритуальных убийств, всколыхнувших весь город? Со временем Оскар получает ответы на все эти вопросы, хотя, пожалуй, предпочёл бы остаться в неведении.

Очень жестокая и местами, как ни странно, довольно правдоподобная книга. Меня просто шокировало описание убийств со всеми физиологическими подробностями, то, как одноклассники издевались над Оскаром. Юну Айвиде Линдквисту очень хорошо удалось создать и поддерживать на протяжении всего романа острую нагнетающую атмосферу. Такое не часто встретишь в произведениях жанра. Сохранялась и интрига, хотя мне практически сразу стало известно, что Эли – вампир. Думаю, обязательно посмотрю шведский фильм по сценарию самого писателя, а также его американскую вариацию (хотя, говорят, первый значительно сильнее).

Несмотря на всю фантастичность сюжета, писатель затронул в своей книге много актуальных и, к сожалению, злободневных человеческих тем: это и непонимание окружающих, вынужденное одиночество, постоянная травля со стороны сверстников. Насколько далеко мы можем зайти, ради своих близких? Хокан совершает зверские убийства, хотя от этого и постоянно страдает. Оскар, щадя чувства матери, скрывает от неё свои унижения.

На мой взгляд, автор переборщил в плане извращений. Зачем было превращать в прошлом Эли в мальчика Элиаса, да ещё и объяснять это кастрацией много лет назад вампиром-садистом? Мало было Хокана-педофила, изощрённых сцен убийств, грязных мыслей героев, нетрадиционного отношения, педофилия, секса и испражнений?

Здесь нет полностью положительных героев. Довольно часто, загнанные в ловушку, персонажи проявляют и свои скрытые далеко не всегда лицеприятные качества. Хотя им и сопереживаешь, стараешься найти оправдания. Виновата ли Эли, что она такая? Был ли другой выбор у старика? Заслуживали ли смерти те люди? Однако на фоне всей этой депрессивной истории нашлось место и светлому чувству, развивающемуся между двумя 12-летними детьми. Оскар и Эли страдают – каждый по-своему и по своим причинам, – но эти чувства сближают их, ведь в нём они находят свою отраду и спасение. Так что мы имеем оригинальную, трогательную и удивительно человечную историю о дружбе и одиночестве. Честно говоря, мне жаль Оскара, ведь он стал своего рода заменой Хокана.

В послесловии Юн Айвенде Линдквист пишет, что благодаря своей жене Мие он вырезал множество особо ужасных моментов в книге. Правда и то, что осталось – просто шокирует! Очень сильная и эмоциональная книга. Слушал её в аудиоисполнении Светланы Смеловой – очень понравилось.

Прочитано в рамках 24 заседания Клуба ВККФиУ «Ностромо».

Источник