Больше рецензий

24 июня 2020 г. 13:19

757

3.5 Заходят в паб безумный ирландский король, новорожденный и Номер Первый...

Флэнна О'Брайена, думаю, можно назвать очередным предтечей постмодернизма. Интертекстуальность, игра с источниками, нарративами. Хотя глобально повествование "Водоплавающих" представляет собой шкатулочный роман, содержание различных частей переплетено столь тесно, что это, как и многое в романе, начинает попахивать надувательством. Реальное и ирреальное, лиричное и комедийное, абсурдно невежественные утверждения, энциклопедически точные, но бессмысленные сведения, внятные до всякой потери смысла философские и смутные метафизические рассуждения, стихи и стишки, выдержки из несуществующих книг - всё это здесь сплетается в ком, который постмодернисты тактично называют текстом. Может быть, где-то О'Брайену не хватает тонкости, однако его самоуверенность, твердая рука и неизменный юмор даже в те моменты, когда повествование скатывается в полный фарс, треш и фарш, искупают это.

Наполняя роман иронией и критикой (хотя довольно беззлобной) всего окружающего: католицизма, мещанства, псевдоинтеллектуальности, невежества, национализма, - О'Брайен на самом деле попирает устои классического романа, его композиционной и смысловой структуры. Он прямо вам говорит, что не нужно создавать новых персонажей, если нужные свойства и характеры можно уже найти в других произведениях и процитировать, и тут же создает, буквально разрождается троицей персонажей, которые, несмотря на разные степени плоскостопия, ведут себя совершенно одинаково, в диалогах своих напоминая вариации на одну и ту же музыкальную тему. Он создает сюжетные линии и забывает о них. Он одновременно пишет литературу и исследует литературу. Он велеречиво пересказывает мифы или выдумывает безумные приключенческие истории тогда, когда ему вздумается. Он перемешивает эпос, лирику и реализм без всяких предупреждений. О водоплавающих вы вряд ли что-то узнаете (разве что о кенгуру). Те морали, которые он, как добрый писатель, извлекает в самом конце, на самом деле не имеют к происходившему в романе почти никакого отношения, которое скорее находится во власти стиля, чем серьезных глобальных идей (как это заведено у серьезных писателей). Автор умирает еще до того, как его успевает похоронить Барт.

А может быть, я совсем не прав, но вы все равно ничего не докажете - такова уж природа подобных текстов. Нет неправильной литературы или правильного способа ее чтения. С этим текстом можно играть, разбирать на кусочки, на символы, цитаты, отдельные сюжеты, а можно просто наслаждаться красивым языком и смеяться над комедийными сценками, разыгрываемыми, как в античном театре, всего несколькими архетипичными персонажами, которые все никак не могут собраться и сделать один стройный сюжет. Люди всегда одинаковы, живут они в настоящем, прошлом или выдуманном мире, по физическим или сказочным законам.

Источник