Больше рецензий

22 июня 2020 г. 10:47

716

3.5 Не стоит унывать

Вадим Филатов – кандидат наук, преподаватель. В своей книге исследует сущность и смысл небытия, формулирует тезисы её этики. Есть в его размышлениях иногда противоречия. В одной главе он говорит, что всё в мире подвержено случайности, в другой говорит о предопределённости жизни. Главный же его тезис заключается в том, что небытие вечно, а бытие (жизнь или существование) временно и ограничено.

Философию Филатова я бы назвал не печальной, а скорее пессимистической. Автор забирает у человека право на осмысленную жизнь. Человек – это пылинка на ладони, которая случайно залетела в окно, и жить ей осталось всего ничего. Бытие он считает отклонением от нормы, ошибкой, погрешностью. Оно на короткий миг появилось из небытия, и туда же навсегда вернется. Получается, что нет смысла, нет вообще ничего. А есть небытие, в которое все отправятся после смерти.

Если, конечно, отбросить мрачный реализм автора и бесконечное его страдание. Если взглянуть на книгу менее критично, то можно притянуть к его этике идею гуманизма. Можно не судить человека слишком строго, и простить его обречённого. Ведь жизнь, по мнению автора – короткая прямая, заканчивавшаяся ничем.

По этике Филатова мне не удалось сформировать конкретное мнение. Даже если всё происходит так, как описано автором. Думаю, не стоит унывать. Можно отнестись к жизни как некому приключению, которое выпало на долю человека. И просто жить сколько удастся. Можно исследовать окружающий мир, заниматься творчеством, читать те же книжки, и вообще, бросить вызов судьбе. Но опускать руки, точно не стоит. Автор не видит смысла в существовании. Ну что ж, тогда этот смысл можно придумать самому. А почему бы и нет?

Комментарии


Ощущение, будто нечто подобное книге Филатова я у кого-то уже читала. 🤔

К перечисленному тобой (исследовать окружающий мир, заниматься творчеством ...) добавила бы: созидать.

созерцать*


Можно и так, и так) Оба понятия подходят)



А ты сам веришь в случайности?

Относительно. И да, и нет. Кто-то ведь верит, что случайности не случайны.