Больше рецензий

22 июня 2020 г. 08:52

688

4

Нарушения авторских прав, кражи, мошенничество, хищения, отмывание денег, фальсификаторская деятельность и незаконная торговля культурными ценностями — вот далеко не полный список правонарушений в сфере искусства.

Преступления в мире искусства многолики: начиная с перерисовки и заканчивая банальной кражей. Как правило, все эти незаконные действия не попадают в новостные ленты и редко становятся достояние широкой общественности, создавая головную боль преимущественно для искусствоведов. К сожалению, сейчас не так много внимания уделяется просветительской работе в этом направлении. Несмотря на технологическую сложность изобразительных экспертиз для обывательского понимания, сами по себе преступления в искусстве отличаются со всех сторон художественным подходом, зачастую граничащим с самыми невероятными фантастическими сюжетами.

В книге «Мошенники в мире искусства» рассказывается сначала о том, как к фальсификации картин подходили раньше, а затем — как сейчас. Реальные дела сегодняшних дней перекликаются с давно, казалось бы, ушедшими столетиями, лишний раз подчёркивая, что человечество не меняется, сколько бы времени ни прошло. Постепенно от исторических справок авторы переходят к анализу основных параметров, по которым определяется подлинность того или иного изображения. Оказывается, что в ход идёт всё: от анализа структуры холста до высокотехнологичных спектральных аппаратов. Несмотря на то и дело всплывающую терминологию, читается легко: подача материала специально упрощена для широкого читателя, мало знакомого с технологическими аспектами темы.

картинка tsumikomu

В «Мошенниках» примечателен в первую очередь даже не сами описываемые события, а авторский тандем. Один из них — Юрки Сеппяля — это следователь по делам, связанным с преступлением в сфере искусства. Ристо Румпунен работает профильным журналистом аналогичном направлении. Диаметрально различная специализация, тем не менее, позволяет им не противоречить друг другу, а дополнять. Там, где требуется изложение сухих фактов, вступает Сеппяля, в местах с художественным анализом — Румпунен. В их изложении человеческая психология, переплетаясь с миром художников, создаёт оборотный мир высокого искусства во всём его несовершенстве.

Причем эти преступления по большей части остаются нераскрытыми, поскольку к ним не относятся так же серьезно, как ко многим другим незаконным деяниям.

#Нон-фикшн 2020

Источник