Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

9 марта 2012 г. 06:55

5K

4

Прочёл рассказ по просьбе и рекомендации своего друга. Время на прочтение - 7 минут (рассказик совсем крошечный по литературным меркам). Требовалось найти в нём конфликт и Проблему.
Знаешь,Таня, я, пожалуй, соглашусь с тобой в том, что в основе Проблемы, вероятнее всего, лежат психологические особенности и основы личности ГГероя. Вот набор слов из описания того как он входит в комнату — вошёл нервно, едва дождался, когда ему откроют двери, портфель бросил, губа закушена, злобно хрустнул пальцами, другие мелкие поведенческие детали — всё говорит нам о том, что Алмазов — человек, скорее всего, в эмоциональном плане неустойчивый, неуравновешенный, с предрасположенностью следовать своим эмоциям, а не управлять ими. Вряд ли ему свойственно упорство в достижении цели, он и выучился-то благодаря супруге. Куприн пишет, что он скорее всего махнул бы на учёбу рукой, не найдя в себе достаточно энергии, и только благодаря неустанному труду Верочки, которая стала в этой учёбе своего мужа ВСЕМ, он смог поступить и проучиться. Об эмоциональности Алмазова говорит и то, как обильно усеяна "ахами" и "охами" его речь. Кроме того, вероятно, он человек предельно честолюбивый, вон с каким остервенением наш Герой готов обвинить профессора-немца в том, что тот буквоед и педант, и что завтра он непременно уличит его во лжи и упрямстве. И как он подхватывается в негодовании, что совершенно невозможно ехать к профессору с извинениями, когда он решил, что жена ему сейчас именно этот шаг предложит! Только честолюбие его ложное, не тем путём он её пытается сохранить и приумножить, эту свою честь. И когда жена, заложив в ломбард все их семейные и все свои личные ценности и украшения, помогает ему разрешить Проблему, практически сама решает её, то с какой готовностью он принимает эту помощь, и как легко он потом эту же помощь и обесценивает, называя всю эту историю с сиренью глупостью. И не чувствует, то честь-то его закопана там, в поле, под кустами сирени. А Верочка... что ж, Верочка, Верочка сильная и умная любящая женщина, именно такой женой и счастлив Алмазов, сам того, наверное, не понимая.
P.S. Рассказ он-лайн можно прочесть ТУТ

Комментарии


На мой взгляд, в этом рассказе Проблема сплетает воедино и Николая, и Верочку - без какого-либо выделения главного и второстепенного героя. Эта пара живет будто по учебнику прикладной диалектики - Николай направлен во внешний мир, он в какой-то мере карьерист, и без внешней цели его жизнь непредставима. В то же время Верочка - будто притяжение Солнца, не позволяющее планетам системы навсегда затеряться в глубинах космоса - связует их воедино. Она дух семьи, и ее жизнь непредставима без помощи Николаю. Эта цель - поддерживать внутреннее счастье - держит ее и гармонично сходится с - пусть более эгоистичной - целью Николая.


Конечно, здесь 2 основных ГГ, плюс два вспомогательных персонажа (немец и садовник), и ещё Личность автора. Да, соотношение в семье и расстановка сил примерно такая, как Вы пишете. Специалисты при анализе этого коротенького рассказа вообще считают, что здесь Куприн описывал чуть-ли не идеальную Любовь (отсюда и фамилия ГГ — Алмазов). А вот почему именно куст сирени? Не берёзки и не ивы, а именно кусты сирени? Ведь сирень — символ весны и символ любви, и именно в сирени все ищут 5 лепестковые соцветия в поисках счастья. И запах какой сильный у сирени... Мне показалось, что этим выбором автор как раз и показывал нам торжество как раз Верочки как Личности над типажом Алмазовым и над вообще жизнью, недаром она — Верочка — называет в конце сирень своим любимым цветком...


Да, именно идеальную Любовь я имел ввиду, когда говорил о диалектическом единстве.

А что касается сирени, я позволю себе цитату:

ВОПРОС. A что именно символизирует собой собака, появляющаяся по ходу действия фильма?

A. TAPKOВCKИЙ. (Смеется). Ну, вот и начинается то, что принято называть «вечером вопросов и ответов». Если в кадре существует собака, она непременно должна обозначать не что иное, как собака? Я, признаться, не совсем понимаю, кто вас научил воспринимать действительность таким сложным образом... (Улыбаясь). Я даю вам частное слово, что собака в «Сталкере» означает собаку. Простите, что я несколько веселюсь, но, поверьте, зто действительно так.


Да, я помню этот кусочек интервью с Тарковским, тоже в своё время улыбнулся :-) В "17 мгновениях весны" в одной из серий Штирлиц гладит собаку вообще случайно пришедшую в кадр, а сцену оставили... Это кино. Но у Куприна сирень, как мне кажется, не просто так, что под руку подвернулось...