Больше рецензий

countymayo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 марта 2012 г. 01:57

222

5

Показать кусочек страшного, уродливого, жуткого мира, в котором нет ничего красивого, нет ничего доброго и в котором в то же время живут люди — живут, не борясь с этим миром, а пытаясь хоть как-то приспособиться, чуть ли не прислуживая ему. Такая тема не раз и не два была обыграна ищущими дешевого успеха псевдомастерами, да и сам Художник пару раз сляпал на скорую руку нечто подобное. Наверное, именно поэтому взяться за создание подобной «картины» всерьез еще никому из его коллег не приходило в голову. Что ж, тем лучше…
Из всех существ и сущностей нашей Метагалактики я последняя, кто обратится к боевой фантастике. Или к фантастическому боевику, от перестановки слагаемых, как известно, сумма не меняется. Но в дело вмешались два обстоятельства:
Во-первых, "Возвращение с края ночи" задумал и начал Алексей Викторович Свиридов.
Во-вторых, действие происходит на очистных сооружениях.

Любите ли вы очистные сооружения, как люблю их я? Хитроумный лабиринт решёток, сит и песколовок! Бездонная романтическая глубина первичных отстойников! Таинственный мир биофильтров, где обитают невидимые колдуны - анаэробные микроорганизмы! Благоухание хлорки, укрощающее любую клоаку! Рай не рай, а чистилище, так уж точно. Здесь прошло моё детство...

Никакие мифические Вселенные, которые нагромоздили уже после смерти Свиридова его соавторы, никакие пустыни, моря и дворцы не затмили в моих глазах великое изобретение человеческого разума: канализацию. В сторону: дивно, что жанр, наименование которого переводится как "фантазия", полнится штампами и шаблонами, надоевшими до оскомины. Многие помнят "Малый типовой набор для создания произведений в стиле фэнтези", созданный тем же Свиридовым: незабвенные симпатичные нацменьшинства, главные злодеи I и II типа, продажные шкуры и прочие подлости и приключения. Однако первая часть "Возвращения", к которой похвалы всё больше и относятся, несёт на себе отчётливую печать Стругацких. Все помнят "За миллиард лет до конца света"? Как всесильное Гомеостатическое Мироздание ополчилось на учёных и примкнувшего к ним слесаря, которые нарушили своими открытиями драгоценное равновесье?
Нечто подобное стряслось с Сашей Воронковым, техником-смотрителем тех самых пресловутых отстойников, когда он в домашней мастерской соорудил... Соорудил в домашней мастерской...

Запоздалый эпиграф:
Вот если кто напишет русским языком: "лирическому герою хреново"- я поверю. А пока его, героя, "переполняет Боль" - пусть себе переполняет.
Юлия Морозова.

Да не прозвучит пошленьким парадоксом, но для меня самая сильная сторона "Возвращения" - то, что лирическому герою таки-да хреново. Борцы с гомеостазом у Стругацких по меньшей мере востребованы обществом в целом и своими НИИ в частности. А сколько я перевидала ассенизаторов и водовозов, да и бомжей-с, которые на коленке чинили сложные приборы, из спичек и желудей изготавливали чуть не бутылку Кляйна, походя цитировали Кьеркегора и Киплинга... И на фиг никому не были нужны, даже самим себе. Особенно самим себе.
Так что драматическая коллизия последней железной сказки С.О. Рокдевятого не в динамичных битвах одинокого рыцаря-дерьмочиста с Мировым Злом, а в том, что рыцарю этому, которому вместо Росинанта или Санчо Пансы придан рыжий колли-ворчун, приложить себя некуда, кроме выгребной ямы. На всей великой и прекрасной Земле не нашлось храброму, талантливому, не лишённому порядочности парню другого занятия, как следить за отстойником. И вверенный его заботам отстойник Саша врагу не отдаст.

Ну, потом весь замысел спустили на тормозах, воспользовавшись Малым Типовым набором: Хождение по дорогам и тропам отнимает у Главгероя наибольшую часть времени. При этом он голодает, жаждет, мерзнет, мокнет, иссыхает, восхищается природой... Но книга всё равно славная, полюбопытствуйте на досуге: Художник был доволен своей работой. Красное зарево в чернеющем небе уже трепетало над примитивными, и в то же время совершенно непонятными, ввергающими в панику своей алогичностью сооружениями. Запах был уже готов, и практически была готова акустическая подкраска — тяжелая, мрачная нота, постоянно висящая в воздухе, к которой изредка добавлялся накатывающийся и исчезающий в небесах грохот.

Это Родина моя.