Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

14 июня 2020 г. 10:19

789

4 Я памятник себе воздвиг

- Ну как?
- Приемлемо. Только вкус горьковатый и в горле дерет.

Я слышала, что Водолазкин написал новую пьесу. Слышала, что о пандемии. Было любопытно и немножко стыдно. Тот сорт неловкости какой испытываешь, когда приличный человек делает что-то, не вполне пристойное. Такого рода злободневность сильно отдает конъюнктурой. Хотя, как может хороший писатель совершенно игнорировать действительность?

Он отличный. И нет, отражение динамики короновирусных настроений только в титульной пьесе. Сколько могу судить, тетралогия не связана общими героями, сквозным сюжетом, даже единством времени и места действия.

"Сестра четырех" (отсылающая к "Трем сестрам" и "Сердцам четырех"), как раз остроактуальная и, в согласии с возможностью брать информацию из воздуха, открытой хорошим писателям, Евгений Германович сделал одного из героев, курьером, развозящим пиццу на трехколесном пикапчике, который может сложиться гармошкой и убить владельца от малейшего толчка.

"Пародист" - отступление в недавнее прошлое доковидных времен. По дороге из загородного дома погибает, разбившись в аварии, известный пародист. Спустя три года его вдове с ее новым мужем (близким другом покойного) наносит визит частный детектив в сопровождении массажистки почившей знаменитости. Детектив немного заикается (никого не напоминает?). И, как нетрудно догадаться, прогнило что-то в Датском королевстве.

"Музей", еще дальше в прошлое, время накануне убийства Кирова. Которое, вы помните, послужило отправной точкой для первого витка репрессий. События предшествовавшие выстрелу Николаева. Водолазкин историк и знает о подоплеке событий больше, чем профан, вроде меня, услышит на уроке или вычитает из Вики.

Неканоническая бытовая версия, связанная с любовницей С.М. Мильдой Драуле, мужем которой был убийца, мастерски вплетена в историю столкновения двух воль в ходе которого одна съеживается и перестает существовать, смятая и подавленная другой.

Гротескная, абсурдистская, исполненная чернейшего юмора, пьеса приводит на память Ионеско и Дюрренматта и вызывает порой физиологическое отвращение. Все-таки, думаю, что идея сделать из нее аудиокнигу в исполнении Геннадия Смирнова была не самой блестящей. Не потому, что он плох, а потому, что драматургию прозаика нужно читать, как читаешь прозу. В ней акцент не на диалог, а на то, что за его рамками.

Заключительная пьеса "Микрополь". Название одновременно служит антитезой мегаполису, такой себе микрокосм как отражение макрокосма, и отсылает к некрополису (ну, вы поняли). Греческая трагедия с выборами мэра и хором обманутых дольщиков, периодически перемещающимся из конца в конец сцены. Стенания их исполнены высокой поэтики, но мало что могут изменить в текущей ситуации.

Да, понимаю, что рядом с остроактуальной первой пьесой, четвертая с темой дольщиков выглядит прямо-таки замшелой. Но если копнуть глубже, кто мы нынче, как не те, чей кусок жизни отъеден непонятно кем: короновирусом, властями предержащими, олигархами, рептилоидами?

Я рада знакомству с Водолазкиным драматургом, это тот писатель, которого люблю за "Соловьева и Ларионова" и особенно за "Авиатора"

ИППОЛИТ. Так кило́метр или киломе́тр – как произносить-то?
АГАТА. Зависит от того, где произносишь. Ты в прошлый раз куда ездил?
ИППОЛИТ. Ну, на колбасную фабрику.
АГАТА. Все правильно: там кило́метр. Сегодня же – общегородской митинг, так что лучше, наверное, киломе́тр. А что у тебя завтра?
ИППОЛИТ. Консервный завод. Получается, что там снова – кило́метр.
АГАТА. Можешь заодно сказать и асвальт. А то, чего доброго, не проголосуют.
ИППОЛИТ. Однозначно. Скажут: загордился Ипполит. Люди на консервном такие – как бы сказать…
АГАТА. Консервативные.

С благодарностью tortila

Источник

Комментарии


А тебе не показалось что автор конец "Музея" несколько слил?


Не показалось. Наоборот, все классно.
Знаешь, я сильно не полюбила "Брисбен", а эти пьесы чудесные и вернули мне Водолазкина..


Да хороший писатель, с огоньком в душе.


Со светом. Я бы сказала)


Как минимум искрой божией.)))


Точно)


Ты Маргарет Этвуд читала/слушала?
Есть "Рассказ служанки", и продолжение "Заветы". Социальная фантастика на женскую тему. На мой взгляд вполне прилично, хотя и не шедевр. Кинуть?


Заветы можно, Рассказ служанки уже давно читала.


К мегаполису и к некрополису. Думаю, изобретая слово "Микрополь", Водолазкин в первую очередь имел в виду альманах "Метро́поль". Хотя, ХЗ, конечно :)

Что ж до ковидной конъюнктуры, так Водолазкин не одинок. Многие успели подсуетиться. Творение Лукьяненко я даже прочитал :)))


Может и метрополь. Даже в двух значениях: грохочущего подземелья и "не своего дома" (имея в виду гостиницу).
Обойти тему невозможно, она кругом, потому неудивительно, что они о ней пишут. Главное - писали бы хорошо.
Лукьяненко гляну.


Нет, это не подземелье и не гостиница. Гораздо вероятнее, что это альманах...


И альманах.
Не "не то и не то, а вот это", но "то, то, и еще это".
Не дизъюнкция, а конъюнкция


:)))
Ну да, ну да. Обычное дело. Все думают, что конъюнкция ("и", "&") расширяет результат, хотя она его как раз сужает. А расширяет дизъюнкция ("или", "OR").
То, что вы называете дизъюнкцией, на самом деле "исключающее ИЛИ", XOR, "или-или".

Это всегда так с русскоязычными логиками. Русский язык вообще не способствует науке :)


Я не логик. Я учила теоретические основы начального курса математики. сокращенно ТОНК, в обиходе мы ее называли "тонкая".


Объединяет авторов одно — уверенность в том, что Россия справится с испытанием и станет сильнее. В том числе потому, что была лучше готова к подобной экстремальной ситуации.

Какой стыд


Да что там говорить, ясно, что мы самые хорошие и самые пригожие. Кто б сомневался :)))