Больше рецензий

13 июня 2020 г. 23:30

694

5

К автору у меня поначалу было такое корыстное отношение - мол, раз он участник «той волны» эмиграции, современник и приятель Бродского и Довлатова, то пусть даст чего нового узнать о моих кумирах! Стыдоба. Но сама не заметила, как окунулась в чтение и про Йосю с Серёжей позабыла... Здесь слишком много всего, чтобы назвать это просто атмосферным чтением. Здесь прежде всего сам Александр Генис рассказывает нам кто он, где был, что наблюдал и что при этом чувствовал.
Всем, кто знает про «пассажиров колбасного поезда», или кому только предстоит о них узнать и ещё не дошёл до книги Лебиной - можно начать с более художественной версии Гениса. Прекрасная форма языка, с лёгким ироничным оттенком и интеллигентным юмором: небольшие рассказы о разных местах не с точки зрения путевых заметок, но через собственное удивлённое и восторженное «я». Советская Рига, имперская Вена и сказочный Рим, затем уже совсем заокеанские зарисовки, и эти бесконечные разности менталитетов. Помимо вышеупомянутых мною кумиров, мы встретим Вайля, Шемякина, Акунина, Толстую и даже Барышникова на домашней вечеринке. Последний упомянутый тогда спросит у вновь прибывшего - всего ли хватает, Генис ответит, мол на сосиску и сабвей в одну сторону - в самый раз, а Барышников в ответ посетует, что а вот у него «мосты обвалились и конюхам не уплачено». Прелесть же. БоХема.
Самое главное, что здесь нет того вычурного порицания родины, которое мы порой находим в эмигрантской литературе. Мы просто наблюдаем как молодой Саша Генис, похожий как две капли воды на Элайджу Вуда, ходит по планете и пытается занять своё место в жизни, литературе и обществе.
Цитата: «Провинциалов часто отличает та отчаянная жадность к культуре, которой, не зная её причины, я и сам болел, и в других встречал. Однажды мне в Нью-Йорк пришло письмо из Приамурского посёлка, который я не сумел найти в атласе. Начиналось оно так.
— Вы, конечно, не поверите, — писал автор, — но у нас ещё не все прочли Борхеса.»

Источник