Больше рецензий

11 июня 2020 г. 20:43

630

4.5 "... Здравствуй, жизнь! Я - Фёдор Материн!.."

Удивительное произведение! С какой-то особой, сугубо личной для меня, магией слов... Владимир Тендряков проделал со мной нечто похожее на цирковое представление заклинателя змей - я как та гадюка завороженно выплясывала под мелодию из его слов и предложений. Меня не столько зачаровал сюжет, как то, как он был рассказан. Первое знакомство Федора Материна с Москвой, описание сонных улиц и пустых трамваев, мокрых тротуаров и городского рассвета, редких пешеходов-жаворонков, глыб зданий и эмоции, которые испытал от всего этого великолепия главный герой, который впервые вырвался из родной деревни, - это, пожалуй, мой самый любимый эпизод в романе. А как рассказано о пребывании в подмосковном дачном поселке - будь то в весенне - умытом грозами и потревоженном громом или в скованном морозом, заснеженном по самые окна... От этих буднично-житейских описаний у меня мурашки шли по коже и перехватывало дыхание - до чего красочно, до чего четко, поэтично и в то же время реалистично! От рассказа автора о рядовых и банальных вещах сам начинаешь смотреть на них совсем по-другому - ну казалось бы, как нужно описать дождь в деревне, чтоб читателю тут же захотелось его пережить!? Для меня язык автора - это какая-то сплошная литературная нега, от первой до последней страницы...

В отличии от сюжета, который больше ассоциируется с купанием в жаркий день в чрезмерно холодной воде. Все начинается так солнечно, ярко, оптимистично - вот парень, он талантлив, у него впереди вся жизнь, у него столько сил и энергии, что ему будто бы по плечу все на свете. Но жизнь, сулившая парное молоко, оборачивается ледяным душем, когда в человеческие планы вмешивается 22 июня 1941-го... Я ждала детального описания того, как Фёдор Материн прошел войну, и обманулась - автор из этого периода начертил читателю лишь пару эпизодов, но зато каких! Поход за водой на всю роту, попытка переплыть Дон или чтение чеховского "Дяди Вани" в окопе... Всего три кадра, но каких сильных и сочных! Я ждала, что война сломает в Фёдоре мечты стать художником, - и снова мимо... Его путь к получению желаемого - это сплошной заплыв против течения. Против того, что страна в то время намного больше нуждалась в рабочих руках, нежели в хороших картинах. Против того, что родные и односельчане не считали живопись достойным занятием. Против того, что на многие годы в карманах поселиться пустота, а желудок будет выводить грустные голодные мелодии... Против того, как часто будут опускаться руки и в голове назойливой мухой будет жужжать мысль о собственной бездарности... Против того, что порой нам в жизни встречаются довольно подлые и гадкие люди. И даже против общества, которое иногда более падко на простенькие, с незатейливыми банальными сюжетами картины, чем на что-то глубокое и неординарное...

Каюсь, я не верила в главного героя... Я все ждала, что он забросит свои картины, соберет нехитрые пожитки и уедет в родную деревню - к земле, которой так не хватает рабочей силы. Но я ошиблась - Федор Материн оказался гораздо сильнее. Последний эпизод с похоронами его старого учителя в день смерти Сталина и с прибитой к кресту палитрой - очень трогательный... Это как своеобразное обещание Савве Ильичу, что он его не подведет... Савва Ильич вообще интересный персонаж. Я зачастую выступаю за правду-матку, какой бы горькой она не была, но этот старик - тот случай, когда просто невозможно было раскрыть ему глаза на отсутствие у него таланта. Тот, кто смог бы это сделать, был бы просто убийцей. Владимир Тендряков создал удивительно трогательного персонажа.

Да и вообще в книге довольно много интересных героев - взять хотя бы Леву Слободко, с его вечно пустыми карманами и длинным списком долгов всем вокруг. Даже на взятые взаймы деньги он покупает не молоко своему плачущему ребенку, а себе краски! Это то искусство, которое я никогда не смогу понять... И самое примечательное, что Лева никогда не измениться! Его нужно либо принять таким, какой он есть, либо вычеркнуть из своей жизни! Или, например, Нина Худякова - прекрасный образец того типажа женщин, которые очень любят "униженных и оскорбленных". Они просто матери Терезы для всех вокруг! Они жизни своей не мыслят без опеки над окружающими. Им жизненно важно быть чьим-то крепким плечом, в которое можно от души поплакать. И как печально, что с этой своей ипостасью они нужны другим лишь как одноразовый носовой платочек. С такими женщинами не живут - возле них утоляют печали и идут по жизни дальше... Такая себе тихая гавань на пару вечеров, чтоб залечить раны...

Я не поставила книги высший бал по одной лишь причине. Для меня были очень утомительны мировоззренческие и культурные споры героев. Мне было дико читать о том, как несовпадение во взглядах становилось началом чуть ли не петушиных боев и смертной вражды! Герои выглядят странно негибкими и какими-то категорично упрямыми. Вместо того, чтобы попытаться понять другого и его логику, они бьют себя в грудь и сыплют выспренными фразами из учебников! Это выглядит не только странно, но и смешно - выпрыгивать из штанов в попытках навязать другому свою точку зрения, потратить на это всю ночь и разойтись обиженными друг на друга и всем при своем мнении. Наверное, подобные сюжетные вставки - это определенная дань идеологии и манере поведения того времени, но сейчас это читается с каким-то раздражением. В остальном же - книга очень яркая и стилистически "вкусная". Несмотря на то, что сюжетов о художниках и их творческом пути - пруд пруди. Но этот какой-то особенный. Какой-то родной, трогательный, щемящий...

Книга прочитана в рамках 5-го тура игры "KillWish"

Источник