Больше рецензий

Rin-Rin

Эксперт

ИМХОшные записки

6 июня 2020 г. 00:25

3K

4 Спойлер

Очень сумбурные впечатления остались у меня от этой повести. Я опять просто в ужасе и оцепенении от человеческой жестокости, причём меня здесь прежде всего поражает именно отношение своих к своим, жили все вместе, а потом кто-то в полицаи пошёл, сам, добровольно... вот это понять и принять просто невозможно. Под большим впечатлением я и от главы, написанной от лица идущего на виселицу; это так мощно, так талантливо, писатель как будто помещает читателя в своего героя, заставляет смотреть его глазами; и это реально страшно. У меня похожее погружение до этого было лишь раз, когда читала главу романа "Анна Каренина", где она погибает. Сила передачи эмоций та же.

Откуда же взялся сумбур? Когда-то папа, видя мою любовь к военной литературе, предостерёг: "Не бери читать произведения Быкова, там такая безнадёга". И он был прав, по крайней мере насчёт "Сотникова". Весь текст просто сочится безысходностью, от того и читался тяжело, не хотела я к нему возвращаться.

Ещё не добавлял привлекательности повести тот факт, что оба главных героя мне не понравились. Сотников - тот просто раздражал с самого начала. Он какой-то блаженный что ли, когда надо действовать разумом, он плохо соображает и действует по чувствам, когда-то это на пользу, но чаще во вред. Возможно, его настолько шокировали события начала войны, что стал немного не в себе, как сказали бы тогда: надломилось в нем что-то.
Не могла отделаться от мысли, что косвенно именно он виноват во всей этой ситуации. Не люблю таких, сначала наворотят дел (пусть иной раз без злого умысла), а потом героически пытаются всех спасти, только их геройство уже и не нужно, да и не помогает никому.
Вот он вызывается идти за продуктами, хотя серьёзно болен. Лично меня это не восхищает, а бесит: не можешь что-то нормально сделать, пожалуйста, не впрягайся, лишь всё испортишь. Возможно, я так болезненно реагирую из-за личного столкновения с такими альтруистами, мол, кто, если не я, а потом в лучшем случае не мешают, в худшем - становятся обузой.
Или потом, когда прятался на чердаке у Дёмчихи - вот тут надо было пытаться всех спасти: и Рыбака, и приютившую их женщину. Выйти и сдаться, сказать, что один, что она ничего не знала, но нет, лежит и тихарится до последнего.
Сотников ещё не понравился своей категоричностью, видением ситуации в черно-белых тонах. Вот будь он за главного в их тандеме - расстрелял бы старосту, не попытавшись даже вникнуть в ситуацию.

Рыбака автор изначально делает с червоточинкой, а дальше он лишь портится, но это не становится каким-то открытием, от него как-то сразу ждёшь подвоха.

Так же вызывает вопрос противопоставление обычного мужика Рыбака и интеллигентного Сотникова; зачем было так делать? Мол, один априори духовно выше, живет идеалами, а другой следует инстинктам, т.к. слишком простой. Но, ИМХО, это какое-то стереотипное мышление, и даже попахивает неким снобизмом. Вот интереснее было наблюдать следователя Плотникова и Сотникова, оба с похожим бэкграундом, а какой разный выбор они сделали. Вот, кто настоящий Иуда, который осознанно пошёл на предательство, а не этот Рыбак, показанный этаким животным, который лишь отчаянно хочет выжить. Но образ Плотникова, к сожалению, толком не раскрыт.

Второстепенные персонажи же очень запали в душу: Дёмчиха, староста, даже Бася. И поэтому так было жалко, что из-за ошибок Рыбака и Сотникова, погибли такие замечательные люди. Вот не могу я это им обоим простить. Даже крамольная мысль посетила, что не надо было Рыбаку возвращаться за Сотниковым, пусть бы он тогда совершил своё предательство, сделал роковой выбор: зато доставил бы овцу голодающему отряду, трое людей остались бы живы, а у него самого была бы возможность как-то искупить вину...

Стоит признать, что это очень сильное произведение, которое о многом заставляет задуматься.

P.S. Кстати, потом читая статью про фильм Ларисы Шепитько "Восхождение" по этой повести, наткнулась на такие слова: "Для поиска исполнителя роли Сотникова Лариса Шепитько просила ассистентку по актёрам держать в уме образ Иисуса Христа". Значит эта некая блаженность мне не показалась. Вся же ситуация Рыбака и Сотникова - это вроде как переложение истории Иуды и Христа.