Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

1 июня 2020 г. 10:07

2K

4.5 По острию ножа

И вновь вторая книга цикла кажется мне более интересной, чем первая. Ведь если в первой части этой тетралогии проблемы героев были по большей части личными, а основная часть романа была посвящена любовным отношениям между школьниками, то этот том описывает общенародную беду – войну, отступление Красной Армии, неразбериху эвакуации и захват фашистами городов. При этом стоит отметить, что повествование по-прежнему ведется от лица молодых людей, которые зачастую не знают, как надо поступать верно, совершают опрометчивые поступки, иногда поражают своей наивностью. С одной стороны, это дает возможность читателю самому поломать голову над тем, как стоило бы действовать, а персонажи выглядят реалистичными, а не идеальными советскими гражданами. А с другой стороны, их явная молодость, детские разговоры из серии «Таня, не будь истеричкой», «Николаева, надо дать тебе по шее - Дурак ты, Володька!», переживания «а кого из двух парней я больше люблю, я скучаю по рукам и поцелуям одного, но мне будет не хватать и общества другого» не позволяют переступить некую пропасть, разделяющую меня с ними.

Книга ведь про весьма печальные события и разумом понимаешь весь ужас происходящего, но при этом автор избегает трагических описаний и, если не считать момента с еврейскими семьями, то в остальном не сильно чувствуется гнет фашистской оккупации.

спойлер

Да, кого-то угоняли на работу в Германию, словно скотину загоняли в вагоны и подвергали весьма унизительному медицинскому осмотру, не видя в девушках людей, но при этом писатель не останавливается подробно на судьбе большинства из славянских рабов, для главной же героини он выбирает весьма легкую жизнь - служанки у пацифистски настроенного хозяина. Да, конечно, Люся иногда испытывала и негативные переживания: хамское обращение подростка из гитлерюгенд, страдала от скупости хозяйки, но при этом она ела за общим хозяйским столом, ходила в музей и могла вести весьма откровенные антифашистские разговоры с хозяином. Не говоря уж про легкость организации побега остарбайтера из Германии.

Или, например, Володя Глушко - как не удивляться его судьбе. Сначала он, воображая себя взрослым и умным, за несколько дней до наступления немецкой армии проникает на передовую, обменивает свою гражданскую одежду на обмундирование солдата, даже не думая о важности документов и об опасности быть ошибочно принятым за дезертира. Но автор удачно вывел его не только из этого переплета, но и почти чудесным образом организовал побег из немецкого лагеря, позволил не только безнаказанно убить полицая и избежать за это возмездия, но еще и совершить героический поступок: в одиночку, без особой предварительной подготовки, удачно осуществить убийство главного представителя немецкой оккупационной власти.

Да и Тане безумно повезло – ни один из немцев, живущих в ее доме или окружавших ее на работе, не сделал попытку напасть на нее, максимум - ей пришлось выслушивать их безумные речи, она ходит на свидания и холодно отказывается от продолжения общения «за чашечкой домашнего кофе», а благородный немецкий офицер не делает попыток ее принудить.

свернуть

Конечно, удачные совпадения и благородные фашисты встречаются и в жизни, но мне показалось, что писатель скорее щадит неокрепшие умы молодежи, показывая «приключения ребят в оккупации», а не реальное лицо войны. Вставки историй с фронта вообще выглядят лишь фоном, на котором «позируют» персонажи, которые должны иногда о себе напоминать.

Но, несмотря на все эти замечания с мой стороны, в целом я считаю, что эта книга весьма интересно написана и поднимает важные темы. Как выжить в оккупации, как не переступить черту, не оказаться сообщницей врагов, но при этом и сохранить свою жизнь. Можно ли жертвовать жизнями мирного населения, чтобы «у врага земля горела под ногами», или раз государство не смогло выполнить свои обязательства перед народом, не защитило его от захватчиков и вовремя не эвакуировало, то обязанности жителей перед этим государством тоже закончились?

Можно ли оставаться в стороне, если рядом творятся поистине антигуманные вещи (расстрел евреев)? Как вообще могло в ХХ веке произойти такое попрание всех прав и свобод личности, когда одних вели на убой, а других превратили в рабов?

Также необычно, что один из главных действующих персонажей является потомком белоэмигрантов, благодаря его появлению на страницах романа поднимаются вопросы, связанные с жизнью аристократии, бежавшей во время гражданской войны, их тоски по Родине, их самоощущению и самоидентификации.

Подводя итог, хочу отметить, что эта книга помогает погрузиться в реалии военного времени, с одной стороны, не скрывая всю сложность этой эпохи и позволяя взглянуть на происходящее с разных ракурсов: из окопов, из домов в тылу, где любящие женщины ждут и волнуются за своих мужчин, из оккупированных немцами городов и из фашистской Германии, а, с другой стороны, щадит читателей и подходит для чтения молодежи, которая наверняка почувствует родство с юными персонажами данной книги.
картинка Tin-tinka

Комментарии


Не соглашусь в этот раз. Про "вставки историй с фронта вообще выглядят лишь фоном, на котором «позируют» персонажи, которые должны иногда о себе напоминать." особенно.
И про "щадит неокрепшие умы молодежи" тоже. Это та самая негероическая будничность, в которой жили люди, не готовые к оккупации и к жизни под чужим сапогом. Совершенно нет необходимости ходить по городу и стрелять направо и налево, чтобы люди понимали - это война.
Слишком много у нас писалось плакатной героической литературы о войне с изначально героическими персонажами. А они обыкновенные, Таня, Володя, Сергей. Со своими слабостями и своими ошибками


Вопрос вкуса,наверное. Я сейчас параллельно читаю Симонова цикл "Живые и мертвые" и Слепухин на мой взгляд сильно проигрывает, более лайтовый вариант.
Он не был на фронте, я в его историях "из окопов" не чувствую той силы и подробностей, что у Симонова.
Что касается подполья -вопрос не в героизме или будничности,вопрос в том, что у него мало про их деятельность, мы почти не знаем,чем сопротивление занималось, это все скрыто от читателей, оно опять же скорее фон для таниной судьбы, лишь в конце есть некие подробности и печальные моменты. Я не отрицаю подвиги молодежи, но, на мой взгляд, реальность была намного страшнее, чем описано в этой книге.


Ну, Симонов пишет про фронт прежде всего, и Синцов - взрослый мужчина, с опытом, с характером, не говорю уже о других. А тут просто дети, оставшиеся одни. Сами для себя решающие, как и что делать. И их сопротивление тоже неумелое, без "руководящей роли партии"
Но дело вкуса, конечно


А тут просто дети, оставшиеся одни. Сами для себя решающие, как и что делать.

Да, это больше история о детях, когда их история начинается ещё со школьной скамьи в первой книге цикла "Перекрёсток".
А Симонов не менее интересен, и авторы дополняют друг друга, рассказывая о тех временах, они не сравнимы друг с другом


У Симонова взрослая мужская военная проза, честная, немногословная. И в этом ее ценность. И мужчины у него готовы к этой войне.
А тут скорее история детей, у которых все было впереди и которые не ожидали того, что стрясется. Они очень рано повзрослели, а некоторые так и не успели. Как Володя. После первого романа это особенно ясно.


А ещё у Симонова интереснейшие военные дневники


Наверняка, он честно пишет...
Но я не читала, только прозу


А я дважды перечитывал. Симонов умел наблюдать. И интересно иногда было "узнавать" некоторые реальные случаи, которые потом в переработанном виде вошли в ту или иную книгу Симонова


Думаю, это неизбежно - сравнивать свои впечатления об описании войны,восприятие героев, когда читаешь 2 цикла параллельно.
У меня еще в планах Молодая гвардия, там тоже история о детях, посмотрим, какие будут от нее впечатления


А дальше, у Слепухина цикл читать есть в планах?
(мне очень понравился Перекрёсток, а вторую книгу похоже начала в неподходящий момент - интерес угасал, практически уговорила себя дочитать. Наверно перечитаю как-нибудь, книга то хорошая.)


Я тоже решила Слепухина пока отложить, чтобы книги не накладываясь друг на друга,не мешали восприятию