Больше рецензий

31 мая 2020 г. 13:12

112

3 Нашлось не всё

Каждый человек, в той или иной степени интересующийся бизнесом, задается вопросом - а как это было у них? Как строились корпоративные империи? Что двигало основателем той или иной компании? Что уберегло от фиаско, или наоборот, какое решение обострило кризис?

Я вот тоже люблю периодически почитать такие истории. Причем зачастую даже не истории успеха западных магнатов, а местных, отечественных. И биографии не каких-то там нефтяных королей или сырьевых магнатов - с их историями все шито белыми нитками. А истории обычных предпринимателей, как говорится, "из народа", которые сами создавали свои империи не за счет углеводородов, а только потому, что их продукт был лучше, оригинальнее, полезнее.

И если говорить о выдающихся предпринимателей, нельзя не обратить внимание на фигуру Аркадия Воложа. Поэтому эта книга, благодаря яркому, заметному заголовку на обложке и была мною куплена в шопоголичнеском (я хрен пойму, есть ли такое слово) экстазе на одном из крупных книжных сайтов. Ну и сегодня я эту книгу "победил".

Довольно странный оборот, правда? "Победить" книгу...Я так говорю в тех случаях, когда книга, мягко говоря, не оправдала ожиданий. Не зашла, не впечатлила, разочаровала. Нет, "Яндекс Воложа" это не провал, просто я ожидал немного другого фокуса, иного формата повествования. Теперь подробнее.

Поясню - до этого я читал парочку книг Максима Котина. Он писал о Чичваркине и Овчинникове. Причем писал так, что книгу о "Чичваркине" я ищу просто для своей книжной коллекции, а история Додошника зашла, словно это не о книжном бизнесе, а какой-то динамичный триллер в российской глубинке. Поэтому от "Яндекса Воложа" я ожидал полного погружения в историю, чтобы чуть больше узнать о Воложе, как о человеке.

Но по сути "Яндекс Воложа" - это расширенная история Яндекса, скажем так, копипаст из Википедии с поправками, сносками и дополнениями. Куча цифр, доллары, рубли, IPO, у кого сколько акций, кто сколько заработал - вот о чем книга. Ну и чуть-чуть о Воложе. И самую малость о Сегаловиче. И то, глава, выделенная Сегаловичу, скорее обусловлена смертью программиста, чем желанию автора рассказать чуть больше об этом человеке.
Погружения не произошло. Волож как был загадочной личностью, так ею и остался. Есть ли тут вина автора? Не доработал, не дожал, не договорил. Возможно. А может быть, и сам Волож не хочет открываться чужим людям? Такой вариант тоже не стоит исключать.

Второй момент, который в книге сильно не зашел - структура. Автор тут и там отступает от хронологии. Вот Яндекс готовится к IPO в 2011, а вот уже глава о Сегаловиче и его смерти в 2013. Затем школа Яндекса в 2007 - автор, а вместе с ним и читатели, скачут из одного временного отрезка в другой. Понятно, что Дорофеев разбил историю Яндекса на значимые проекты, зачастую пренебрегая хронологией, зато посвящая главу какому-то конкретному проекту, но лично мне зашло не очень.

Что в сухом остатке? Книга издана в 2013, на дворе 2020 - 7 лет слишком много, особенно для компании, созданной конце 90-х. После 2013 было и Яндекс.Такси (очень сильный проект на 2020 год), и целая плеяда закрытых проектов от Яндекса (например, Яндекс.Пиво - о таких проектах, неудачных и закрытых, Дорофеев упоминать не стал), и скандалы о поисковой выдаче по Алексею Навальному. Словом, слишком много воды утекло, информация в "Яндексе Воложа" отстала от жизни, на 2020 год Яндекс все таки прогнулся под правительство (хотя в книге несколько раз подчеркивается, что Воложу удалось от этого избежать). Да, Яндекс все чаще стал плясать под дудку администрации президента, и это грустно. Поисковик, изначально бывший максимально прозрачным для пользователей, в итоге стал инструментом путинского режима.

Уверен, что о Яндексе, как и о Воложе с Сегаловичем, еще будет написана книга, а скорее всего, и не одна. Даже нет, не правильно выразился - уверен, что лучшая книга о Яндексе, Воложе и Сегаловиче ещё будет написана, может, не скоро, но эти люди, как и сам Яндекс, достойны лучшего произведения (без всяких претензий к Дорофееву).