Больше рецензий

29 мая 2020 г. 21:54

887

4

Снова пытаюсь «распробовать» книгу, которая ранее мне не понравилась. Сразу скажу, любви не случилось и в этот раз. Но теперь уже со мной были мои знания и опыт филолога, любителя живописи и вообще всего прекрасного и красивого (ну и некий жизненный багаж), так что оценить творчество автора, богатство ее языка я смогла.

Первая часть романа: автор «рисует» читателю живописное жанровое полотно, где на фоне дома и сада семья проводит летний вечер на острове в компании приглашенных гостей. А так как мы «побываем в голове» у каждого изображенного персонажа, поглядим глазами и сердцем одних на других, то они нам станут понятны и близки, а сами мы тоже будто побываем в том саду.

Не могу не похвалить мастерство Вирджинии Вулф в описании пейзажей. Они у нее богаты цветом и светом, и тем самым напоминают мне полотна импрессионистов, как картина «Маяк в Онфлёре» кисти Жоржа Сёра, помещенная на обложку моего издания (тот случай, когда обложка попала в цель). Импрессионизм, как известно, это про впечатления и мимолетность состояния, а не про непреложную реальную форму. Вот и у Вулф много личного отношения, впечатлений, чувств, которые эти пейзажи навевают.

«Солнце светило достаточно ярко, сочно зеленела трава, дом сиял, охваченный пылким старастоцветом, и грачи роняли прохладные крики с высокой сини. Но что-то уже шелохнулось, повеяло, скользнуло по воздуху серебристым крылом. Как-никак был сентябрь, середина сентября, половина седьмого вечера. И они побрели по саду привычным маршрутом…к тому проему в густой изгороди, охраняемому двумя пучками тритом – пламенеющих лилий, в который синие воды бухты глянули синей, чем всегда.»

Центральное место в первой части занимает персонаж миссис Рэмзи; на читателя обрушивается поток сознания героини, 50-летней очень красивой женщины, матери 8 детей, жены ученого человека. Мы словно заглядываем в ее мысли, где переплетены множества вещей, событий, чувств и переживаний (противоречащих друг другу), ожиданий. Тут и сожаление о своем старении, и беспокойство за детей, желание оставить их маленькими детьми (и зачем им вообще вырастать?), и надежда на успешное объяснение между двумя чужими ей людьми, и восхищение мужем (он такой умный, такой авторитетный, им все так впечатлены) и раздражение на мужа (ну и что он умничает!? И вечно ему надо рисоваться перед всеми), и еще миллион мыслей…ах да, и починка крыши в теплице встанет в 50 фунтов….

В общем, темы у Вулф вечные: любовь, брак (и безбрачное одиночество), творчество, признание, забвение, смерть, смена поколений.

Вторая и третья части понравились меньше. Хотя логика автора в выстраивании композиции ее произведения мне понятна: летний вечер (зарисовка из жизни обычного человека) – ночь (буря, неизбежные жизненные потери, смерть) – утро (продолжение жизни, новые люди с извечными вопросами, поисками и стремлениями). В общем, «и повторится всё, как встарь…»

Чтение меня засасывало и умиротворяло; я будто качалась на несильных волнах теплым вечером, качалась в поэтической прозе произведения, в перегруженных, длинных предложениях. Язык Вулф мне очень понравился. Роман этот можно на ночь читать детям, которые все никак не могут уснуть.

Что еще мне понравилось? Идея о людях, на которых все держится, таких, как миссис Рэмзи. Наверное, в каждой семье есть такой человек (мама, как правило), который всех объединяет, собирает под своим кровом, может утешить, побранить, для каждого найдет словечко, и в отсутствие которого дом пустеет и уже не манит.